 |
| Стиль | | неороманский | | |
| | Архитекторы | | Т. Пайдерский, Маркони, Г. Гай | | |
| | Материал | | красный кирпич | | |
| | Высота | | 50 м | | |
| |
| Фундаторы | | Эдвард и Олимпия Войнилловичи | | |
| | Статус | | действующий костел | | |
| |
|
| Краткая хронология: | |
| 25 сентября 1906 г. | | заложен и освящен краеугольный камень костела | | |
| | осень 1908 г. | | строительство храма завершено | | |
| | осень 1910 г. | | при костеле зарегистрирован новый приход, храм освящен и начал действовать | | |
| | 1923 г. | | сакральное имущество храма конфисковано советскими властями | | |
| | 1932 г. | | костел закрыт, переоборудован под Польский театр БССР, затем под киностудию | | |
| | 1942 г. | | во время военной оккупации храм отреставрирован и вновь открыт для верующих | | |
| | 1946 г. | | костел закрыт, в нем вновь размещена киностудия "Беларусьфильм" | | |
| | с 1975 г. | | Дом кино | | |
| | 1990 г. | | храм возвращен католикам, начата реставрация | | |
| | 2000 г. | | возле костела установлен «Колокол Нагасаки» мемориал в память о жертвах Чернобыля, Хиросимы и Нагасаки, установленный как дар католиков Нагасаки | | |
| |
|
Начало ХХ века в Беларуси было отмечено мощным всплеском костельного строительства. Главной причиной стал принятый в 1905 году царский указ Николая о свободе совести в Российской империи. Этот весьма прогрессивный по тем временам документ фактически упразднял запрет на возведение новых католических храмов, существовавший в течение большой части ХIХ века на территориях, присоединенных к России после раздела Речи Посполитой. Процессы, которые сдерживались десятилетиями, получили возможность реализации, и на нынешних белорусских землях начался настоящий строительный бум. Точную цифру костелов, которые появились на нынешних белорусских землях за последующее за указом десятилетие, встречать в справочниках не приходилось, но, пожалуй, в количественном отношении это был рекордный период.
Возможно, именно этим сравнительно коротким отрезком времени можно объяснить и то, что большинство костелов начала прошлого века стилистически не слишком разнообразны. В моде тогда была эклектика в хорошем смысле этого слова, то есть архитектурный историзм, стремление современных мастеров черпать вдохновение в различных этапах архитектурного прошлого. Для католицизма на территории Российской империи такое строительство стало дополнительной возможностью зримо подчеркнуть свои глубокие исторические связи с западной культурой. Это еще одна причина того, что в числе наиболее популярных тогда стилей были неоготический и неороманский. Однако среди большого количества храмов, к части которых уместно применить не слишком лестное определение "типовые", были и по-настоящему неординарные, талантливые архитектурные произведения. К их числу, безусловно, следует отнести Красный костел в Минске.
Кстати, насчет стилевой принадлежности этого архитектурного памятника однозначной точки зрения нет. Скажем, энциклопедический справочник "Архитектура Беларуси" (Мн., 1993) относит его к образцам "неоготики с чертами модерна". Возможно, некоторые основания для этого действительно есть, но мы все же будем придерживаться мнения большинства исследователей архитектуры (А. Кулагин и др.): Красный костел один из наиболее ярких и масштабных памятников неороманского стиля. Дополнительным аргументом здесь может послужить и личность автора проекта польского архитектора Томаша Пайдзерского (род. в 1864), который на протяжении почти всей своей творческой биографии подтверждал приверженность изучению и осмыслению направления средневековой архитектуры. Почти все его работы в области сакрального строительства были осуществлены под влиянием романского стиля. Храм в Минске специалисты относят к памятникам так называемого "надрейнского романтизма", первоисточниками для которого послужили романские соборы этого германского региона. Красный костел стал лучшим и самым масштабным произведением Т. Пайдзерского.
Собственно, "Красный костел" это название, которое очень широко распространено среди минчан, но не вполне корректно. Своим же "официальным" именем храм обязан Симону и Елене Войнилловичам безвременно умершим детям помещика из Слуцка, крупного белорусского землевладельца и многолетнего председателя Минского сельскохозяйственного товарищества Эдварда Войнилловича. Трагедия семьи стала причиной того, что он с женой Олимпией вызвался за свой счет построить в Минске большой костел в память о детях. Городские власти выделили место под храм, и через некоторое время он был освящен в честь святых Симеона и Елены.
Место оказалось очень удачным. Вот уже много десятилетий Красный костел, который находится неподалеку от минского вокзала, является своеобразным городским символом, который одним из первых встречает приезжих. Даже после переустройства в 1930-х площади Независимости (прежде пл. Ленина) и возведения там Дома правительства (самого крупного в довоенной Белоруссии здания), Красный костел эмоционально все равно продолжал восприниматься как архитектурная доминанта площади. Это было настолько очевидно, что можно только удивляться, как этот яркий и идеологически чуждый тому времени архитектурный элемент уцелел в городской застройке, из которой тогда стремились убрать все "лишнее и несовременное".
Разумеется, к тому периоду костел уже не действовал как храм. На многие годы его судьба была связана с "главнейшим" пролетарским искусством кино. Еще в предвоенные годы здесь была размещена киностудия. В 1940-х на несколько лет храм возобновил деятельность (в период немецкой оккупации в городе вновь открылись почти все уцелевшие церкви и костелы). Однако сразу же после войны власти вернули сюда "Беларусьфильм", а с 1975 года здесь расположился Дом кино. Тем не менее, многие коренные минчане по привычке продолжали называть это здание Красным костелом. В их числе, кстати, был и мой отчим, несколько лет работавший в газете "Кинонеделя Минска", в маленькой комнатке на самом верху костельной башни. Надо сказать, что, в отличие от внешнего вида, изнутри костел тогда был переоборудован очень серьезно: в центральном нефе размещался кинозал, в боковых фойе и служебные помещения , в подвалах и за алтарем гардероб, кабинеты и т.д.
Тем не менее, в начале 1990-х, когда костел был возвращен верующим, естественное предназначение помещениям вернули очень быстро. И вот уже более десяти лет над самой большой площадью Минска по вечерам загораются кресты Красного костела одного из самых ярких архитектурных памятников белорусской столицы.
|  |