 |
| Стиль | | барокко | | |
| | Материал | | кирпич | | |
| |
| Статус | | действующий кафедральный костел | | |
| |
|
| Краткая хронология: | |
| 1654 г. | | минский воевода, епископ смоленский Иероним Сангушко купил в Минске участок земли на территории Верхнего рынка и передал его монахам-иезуитам | | |
| | 1672 г. | | в Минске основана миссия иезуитов, преобразованная в резиденцию (1686), а затем в коллегиум (1714) | | |
| | 170010 гг. | | построен каменный костел Иисуса, Марии и святой Варвары | | |
| | 1773 г. | | деятельность ордена иезуитов запрещена, костел становится приходским | | |
| | 1797 г. | | в костеле произошел пожар | | |
| | 1798 г. | | 28 апреля образована образована Минская римско-католическая епархия, костел получил статус кафедрального и даже получил новое название Пресвятой Девы Марии | | |
| | 1800 г. | | после ремонта в костеле вновь начались богослужения | | |
| | 185354 гг. | | проведен очередной ремонт | | |
| | 1869 г. | | костел вновь становится приходским | | |
| | 1917 г. | | после восстановления Минской католической епархии костел опять получает статус кафедрального | | |
| | 1934 г. | | костел закрыт советскими властями | | |
| | 1941 (1942?) г. | | в период немецкой оккупации Минска деятельность костела восстановлена | | |
| | 1947 г. | | костел вновь закрыт советскими властями и передан Белорусскому драматическому театру имени Янки Купалы | | |
| | 1951 г. | | разобраны башни костела, здание перестроено в спортзал общества "Спартак" | | |
| | 1993 г. | | возвращен католикам, в помещениях проводятся богослужения | | |
| | 1994 г. | | в костеле начаты восстановительные работы | | |
| | 1997 г. | | храм торжественно открыт как кафедральный костел Пресвятой Девы Марии | | |
| |
|
| | | | |  | | | | | Более ста лет орден монахов-иезуитов активно действовал в Минске. За это время в районе Верхнего рынка был создан целый комплекс зданий иезуитского монастыря, который включал костел, коллегиум, школу, аптеку, хозпостройки (ныне территория площади Свободы, улиц Революционной, Интернациональной, Комсомольской). А началось все в середине XVII века, после того, как минский воевода и епископ смоленский Иероним Сангушко передал монахам-иезуитам приобретенную им усадьбу на Верхнем рынке. Большие денежные и имущественные пожертвования, которые тогда орден регулярно получал от богатых граждан, позволяли вести весьма интенсивное строительство. В 1700 году был заложен каменный костел, который стал настоящим украшением города. Построили его в традиционных для того времени формах "иезуитского" барокко. Уже в 1709-м здесь начали проводить первые богослужения, а годом спустя костел был полностью закончен и торжественно освящен в честь Иисуса, Марии и святой Варвары. До наших дней дошла даже оригинальная "проектная документация" на это весьма масштабное для тех времен сооружение: строительные планы минского костела хранятся в иезуитских архивах в Риме. Учитывая это обстоятельство, особенно невероятным выглядит тот факт, что неизвестным осталось имя или имена его авторов: каких-либо ссылок на архитекторов костела нет ни в римских архивах, ни в каких-либо других известных документах. Увы, нужно признать, что с талантливыми авторами такое бывало не однажды...
В 1773 году указом папы римского деятельность ордена иезуитов была прекращена. Костел стал приходским, а монастырские здания с тех пор стали использовать под свои нужды городские власти. И хотя вскоре Российская империя стала единственной страной, где иезуиты восстановили свои права, возобновить былую деятельность в городе им уже не удалось. После того, как в конце XVIII века была образована Минская римско-католическая епархия, костел получил статус кафедрального и даже сменил название храм был освящен в честь Пресвятой Девы Марии. Кстати, первым Минским епископом стал Якуб Дадерко, чью перевернутую могильную плиту мне как-то довелось увидеть в разрушенном фамильном склепе в деревне Полочаны Молодечненского района.
Свой статус костел менял еще не однажды, в соответствии с поворотами в истории самой Минской католической епархии. После ее упразднения в 1869 году храм работал как приходской до революционного 1917-го, когда деятельность епархии была восстановлена, а ее главный костел вновь возведен в ранг кафедрального. Разумеется, долгим этот период быть не мог. В 1920 году органами НКВД был арестован и выслан в Западную Беларусь епископ Лозинский, бывший настоятель храма (кстати, именно он провел первое в Минске богослужение на белорусском языке). Притеснения в отношении костела со стороны новых властей продолжались, и в 1934 году храм был закрыт, а ксендз арестован и через несколько лет расстрелян. Тем не менее, до самой войны внутри здания все оставалось почти без изменений. Есть свидетельства, что в 1939 году в костеле иногда даже проводили небольшие религиозные обряды.
Как и в некоторых других минских храмах, богослужения возобновились здесь в период Великой Отечественной войны: оккупационные власти не чинили священникам и прихожанам препятствий, и костел вновь открыл двери для верующих. Так продолжалось даже несколько лет после освобождения города советскими войсками, но в 1947 году власти опять закрыли его и формально передали Белорусскому драматическому театру имени Янки Купалы, причем "без права переоборудования изнутри или снаружи".
Но это были только слова. Уже через несколько лет в этом здании было трудно узнать бывший храм: в самом начале 1950-х его высокие изящные башни разобрали, фасад достроили в характерном "сталинском" стиле, убранство интерьеров уничтожили, а сами помещения перекроили под... спортзал общества "Спартак".
Несколько десятилетий в святых стенах тренировались борцы, штангисты и т.д. И все же настал день, когда и спартаковцам пришлось "освободить помещение" в начале 1990-х верующим возвратили множество отобранных у них зданий, в числе которых был и минский костел Пресвятой Девы Марии.
В старом храме вновь стали проводить богослужения, а с 1994 года здесь начались непосредственные работы по восстановлению католической святыни. Вскоре были вновь построены такие же, как и прежде, костельные башни-звонницы, внутри которых опять установили колокола взамен утраченных в советское время. Под слоями штукатурки на стенах реставраторы расчистили часть старой живописи. Восстановлены и созданы заново многие другие элементы интерьера и храмового убранства.
Эти работы продолжаются и сейчас, а тем временем костел с 1997 года вновь действует в полном объеме как главный католический храм Минска.
|  |