 |
| Стиль | | ренессанс | | |
| | Материал | | кирпич | | |
| |
| Фундатор | | витебский каштелян Николай Вольский | | |
| | Статус | | действующий костел | | |
| |
| Даты фотосъемок | | 30.03.2002, 21.05.2004 | | |
| |
|
| Краткая хронология: | |
| 20 июня 1617 г. | | витебским каштеляном Николаем Вольским и его женой Барбарой Войной в Кремянице основан монастырь каноников латеранских | | |
| | 1617 г. | | начато строительство костела и монастырских помещений | | |
| | 1620 г. | | построен костел Божьего Тела | | |
| | 1657 г. | | костел освящен | | |
| | 2-я пол. XVIII в. | | построена звонница | | |
| | кон. XVIII в. | | пристроен притвор в стиле классицизма | | |
| | 1832 г. | | монастырь закрыт, костел стал приходским | | |
| | после восстания 186364 гг. | | костел закрыт | | |
| | 1920-е гг.? | | костел вновь стал действующим | | |
| | 1940 г. | | монастырский корпус разрушен | | |
| | в настоящее время (2004 г.) | | действующий костел | | |
| |
|
В различных источниках этот костел называют по-разному: Божьего Тела, Тела Иисуса, Георгиевский, Юрьевский. При этом правы, пожалуй, все. Понятно, что два последних варианта это примерно такие же синонимы, как и два первых. Что же касается остальных различий, то, вероятно, храм был освящен как костел Божьего Тела, а название, связанное с его святым покровителем, появилось уже позже.
В начале XVII века владельцы Кремяницы Николай Вольский и его жена Барбара Война решили основать здесь монастырь, в который пригласили из Кракова монахов, принадлежащих к братству каноников латеранских. Практически одновременно с их прибытием началось строительство костела и жилых помещений монастыря. Через три года костел был закончен, а еще через несколько лет в нем были похоронены его фундаторы. Мраморное надгробие со скульптурными изображениями коленопреклоненных Н. Вольского и его жены, изготовленное после 1623 года, сохранилось в костеле до наших дней.
| |  | | | Во время службы перед пасхой-2002 | | | | Постепенно монастырь развивался. В XVIII веке ему принадлежали несколько соседних деревень, земельные наделы, действовал госпиталь, имелась библиотека, которая в 1783 году насчитывала 1055 книг.
Кремяницкий монастырь попал под первую волну репрессий российских властей против католических обителей на территориях, присоединенных к империи после раздела Речи Посполитой. В 1832 году монастырь был закрыт, а его здание передано военным. Костел же продолжал действовать как приходской, однако после восстания 186364 гг. также был закрыт. После некоторого перерыва храм вновь начал действовать, но точную дату в источниках обнаружить не удалось.
| | | |  | | Звонница построена за костелом во 2-й пол. XVIII в. | | | Что же касается монастырского корпуса, то его уже нет окончательно здание было разрушено уже в советский период 1940-х годов. Судя по описаниям, это был весьма интересный с архитектурной точки зрения объект в виде ренессансного 2-этажного дворца под высокой крышей, по углам которого находились небольшие 6-гранные башенки.
Сам же костел уцелел, причем сохранился весьма неплохо и внешне, и изнутри в интерьерах можно увидеть оригинальный амвон XVII века, центральный и боковые алтари в стиле барокко, несколько ценных образов XVIIIXIX вв.
В белорусской архитектуре этот костел занимает одно из заметных мест. Будучи одним из древних каменных храмов, он вобрал в себя элементы сразу нескольких архитектурных стилей, характерных для времени его создания. Больше всего в нем, конечно, ренессансных черт, но уже угадывается влияние раннего барокко, а мощные контрфорсы и узорчатые своды внутри напоминают и о расположенных сравнительно недалеко готических храмах. Не в последнюю очередь такое смешение стилей объясняется временем создания храма и его регионом, весьма богатым на интереснейшее архитектурное наследие. Обратите внимание: знаменитые белорусские храмы в Слониме, Сынковичах, Ружанах, Гнезно, Мурованке, Ишкольди, Новогрудке и др. все они находятся в пределах ста лет и километров друг от друга.
| |  | | | Трехарочные ворота со стороны апсиды | | | | В Кремянице сохранилась также каменная ограда костела с расположенными со стороны алтарной части трехарочными воротами. Неподалеку от них за оградой стоит 2-ярусная звонница, построенная в формах барокко в XVIII веке. На трех расположенных в ней колоколах можно прочитать надпись на польском языке о том, что дарованы они кремяницкому костелу в марте 1930 года "стараниями ксендза и парафии". Возможно, что с этой датой и связан ответ на вопрос о том, когда начал действовать костел после закрытия в XIX веке. Скорее всего, произошло это в период 192030-х годов, когда Кремяница находилась на территории Польши.
Как бы то ни было, сегодня Георгиевский костел имеет немалый приход (по-католически парафию) из жителей Кремяницы и соседних деревень. В часы праздничных богослужений рядом с храмом можно наблюдать настоящий парад деревенского транспорта конца ХХ века: у ограды кони, автомобили, велосипеды, мотоциклы и даже трактор... Прихожане добираются на службу не только пешком, но и всеми доступными способами. Глядя на такое обилие средств передвижения, несложно догадаться, что храм вновь полон.
|  |