начальная страница   А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   все памятники   карта    
замки  оборонит. храмы  монастыри  церкви  костелы  кальвин. сборы  синагоги мечети кирхи  деревян. зодчество  ратуши  дворцы  усадьбы
века: XI–XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX    стили: готика  ренессанс  барокко  рококо  классицизм  ретро-русский  неороманский  неоготика  модерн

Витебская область, Поставский район, деревня
Камаи
Костел св. Иоанна Крестителя.  1603-06 гг.
Фотогалереи:  Общий вид  Интерьеры  Боковая каплица  Боевая башня ;   Все фото (32 шт.)

Стильчерты готики, ренессанса и барокко
Материалкирпич
Высота16 м
ФундаторЯн Рудомин-Дусяцкий, Ян Хаецкий
Статусдействующий костел
Даты фотосъемок12.08.2001, 05.05.2003

Краткая хронология:
1603—06 гг.построен на средства Яна Рудомина Дусяцкого
1643 г.при костеле начал действовать госпиталь на 5 мужчин и 13 женщин
сер. XVII в.пострадал от пожара, отремонтирован
1673 г.освящен после ремонта виленским епископом Слупским
нач. XVIII в.во время Северной войны попал под обстрел шведской артиллерии
1739 г.достроены хоры
1778 г.пристроена боковая каплица-алтарь с криптой
1861 г.реконструирован, обновлен
в настоящее время (2004 г.)действующий костел
Перед вами — еще один редкий пример культового зодчества оборонного типа. Камайский костел во многом напоминает православные церкви-крепости в Сынкови­чах и Мурованке, но все же это католи­ческий храм с присущими ему типическими чертами, к тому же почти на 100 лет моложе.

Специалисты часто ищут причины, почему храм в Камаях был построен именно как оборонный. Называют сложное и не слишком мирное время, межконфессиональную напряженность и т. д. Представляется, что далеко не последнее значение имела и личность фундатора Яна Рудомина Дусяцкого. Владелец Камаев и браславский воевода, видимо, был не только глубоко верующим человеком, но и всегда имел тягу к ратной службе. Не случайно позднее он стал одним из героев знаменитой битвы у Хотинского замка на Украине, в которой объединенные войска гетманов Ходкевича и Сагайдачного нанесли сокрушительное поражение туркам (1621 г.). Возможно, построенный им костел в Камаях стал своеобразной иллюстрацией присущих этому человеку склонностей и качеств.

Гравюра XIX в.
Кстати, поначалу сходство камайского костела с оборонными православными церквями было еще большим. Первоначально этот храм, возведенный в самом начале XVII века, был симметричным, имел четыре боевых башни по углам и мощные столбы внутри, которые равномерно делили пространство храма, перекрытое характерными узорчатыми сводами. По некоторым данным, сначала он был даже трехапсидным. Словом, принципиально по своей структуре он тогда был почти такой же, как и знаменитые готические церкви.

Главной отличительной особенностью стали, пожалуй, характерные приемы строительства, примененные здесь мастерами другой архитектурной школы. Предполагается, что это могло быть связано с влиянием группы инженеров-фортификаторов из Нидерландов, которые в те годы активно работали в дворцово-замковом строительстве на территории ВКЛ. В частности, такой точки зрения придерживается Т. В. Габрусь в своей книге "Мураваныя харалы".

Чашеобразные бойницы на боевых башнях более в Беларуси не повторяются
Действительно, башни камайского костела по своей форме более всего на территории Беларуси напоминают башни дома-крепости в Гайтюнишках, построенного в 1613 году голландцем Петром Нонхартом, главным королевским строителем в Вильно. И те, и другие совершенно круглые и относятся к так называемому голландскому типу. Но в Камаях они, разумеется, гораздо больше и массивнее — почти 16 метров в высоту, около 6 м в сечении и 2 м в толщину. Весьма оригинальна здесь и форма круглых чашеобразных бойниц, которые не повторяются более нигде в Беларуси.

Внешне камайский костел выглядел строго и аскетично, к числу его декоративных украшений можно отнести разве что четыре плоские ниши на высоком треугольном щите над входом. И это тоже довольно заметное отличие его от белорусских оборонных церквей, имеющих богатую внешнюю отделку.

Аутентичный фасад костела
К сожалению, от первоначального, аутентичного камайского храма сегодня сохранился, по-существу, только фасад с двумя могучими башнями. Почти все, что скрыто за этим впечатляющим "занавесом" — более позднего происхождения.

После большого пожара, который произошел в храме уже в середине XVII века в годы русско-польской войны, разрушились своды в зале, а в ходе последующего ремонта подпиравшие их столбы-колонны были разобраны. Видимо, примерно в это время та же судьба постигла и две боевые башни, которые были расположены с алтарной стороны — об их существовании теперь свидетельствуют только археологические материалы.

В начале XVIII века храм самым непосредственным образом выполнил свои оборонительные функции. В годы Северной войны (1700—21) под защиту этих стен собирались местные жители. И однажды в ходе военных действий костел был серьезно обстрелян шведской артиллерией, но все же выстоял. Каменные ядра шведских пушек позднее были вмурованы в стены костела как напоминание о тех драматических событиях. Увидеть их можно и сейчас.

Апсидная часть храма также была изменена в XVII в.
Последующие ремонты и реконструкции, которые прошли 1726—36, 1778 и 1861 гг., также значительно изменили облик храма. Одна из самых существенных перестроек прошла в 1778 году, когда к южной стене была пристроена большая прямоугольная каплица. В архитектурном смысле это было, пожалуй, не слишком удачное решение, в результате которого древний храм получил боковую пристройку, никак не отвечающую его историческому облику. Но что поделать, сегодня уже лишь еще один этап в многовековой биографии памятника. В числе главных причин такого "расширения" храма называют произошедший к тому времени значительный рост верующих, которым места в костеле стало не хватать. В каплице разместили боковой алтарь, а под ней — обширную крипту для захоронений знатных жителей и служителей храма.

Центральный алтарь с образом Богоматери. XVII в.
Кстати, в отличие от внешнего сурового вида, внутри костел имеет весьма богатый интерьер. Украшением его является древний образ XVII века "Маці Боская з дзіцем". Он расположен в центре 2-ярусного алтаря, установленного здесь во время ремонта в начале XVIII века, по сторонам которого стоят деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Примерно к этому же периоду относится сохранившийся орган и многие росписи в храме. А через расположенную внутри неподалеку от входа деревянную дверцу при желании можно попасть и в боевые башни, в которых сейчас хозяйничают только голуби.

А вот в том, что касается религиозной истории, то она у Камайского костела удивительно стабильна для Беларуси. В этом смысле храм является полной противоположностью, например, костела в Ишкольди. Если там в течение многих веков стены оставались без изменений, а конфессиональная принадлежность неоднократно менялась, то костел в Камаях стал редким примером католического храма, который на протяжении 400 лет никогда не прекращал своей деятельности. Исключением были, пожалуй, только короткие периоды ремонтов. В остальное время костел работал постоянно, в том числе и в период активного давления на католицизм со стороны российский властей в середине XIX века, и в самые суровые для религии советские времена XX века. Старый ксендз по фамилии Булько работал здесь еще с довоенных времен, затем в период оккупации и в послевоенные годы вплоть до самой смерти в 1969 году. Говорят, лояльному отношению к костелу способствовало то, что во время войны ксендз спас от немцев видного партизана.

Сравни с гравюрой XIX в. — повозка почти на том же месте...
При этом взаимоотношения костела и "советов", разумеется, не были безоблачными. Вспоминая те годы, одна из пожилых прихожанок рассказывала, что доходило до того, что в дни службы председатель колхоза становился у ворот костела, не пускал людей внутрь и кричал, что всех уволит. "Но люди все равно шли, проклиная его". Через много лет тот председатель повесился у себя в свинарнике, а его дом затем выкупили верующие для костела. Такое вот сокрушительное поражение режима...

Каменный крест перед костелом. Предположительно XV в.
Ныне костел действует так же, как и столетия до этого. Сейчас в нем служит ксендз по имени Яцек. Даже внешне с времен последней перестройки здесь мало что изменилось, включая уклад деревенской жизни. Чтобы понять это, достаточно сравнить гравюру камайского костела середины позапрошлого века с фотографией справа, сделанной уже в наши дни. Все выглядит так же, включая почти такую же повозку, непостижимым образом оказавшуюся в объективе практически в том же месте, что и на увиденной потом 150-летней гравюре. Поневоле задумаешься, случайно ли такое совпадение...

Между тем, камайский костел и сейчас наверняка хранит немало тайн, которые еще предстоит открыть. Так, совсем недавно, в 2003 году после генеральной чистки подвалов под каплицей были обнаружены несколько десятков ранее неизвестных захоронений, как предполагают, ошмянских маршалков.

Возможно, храм каким-то образом связан и с еще одной загадкой деревни Камаи — большим каменным крестом, который стоит прямо напротив костела. Ученые предполагают, что этот крест даже старше храма, но как он появился здесь, и что означают высеченные на нем письмена, которые пока никто так и не смог прочесть, — на эти вопросы четких ответов пока нет.


Фотогалереи:  Общий вид  Интерьеры  Боковая каплица  Боевая башня ;   Все фото (32 шт.)