|
Стиль | | поздняя готика | |
| Материал | | кирпич | |
| |
Фундатор-строитель | | староста витебский, смоленский, любельский и мценский Николай Немирович | |
| Статус | | действующий костел | |
| |
Даты фотосъемок | | 08.08.2001, 25.08.2001, 21.10.2001 | |
| |
|
Краткая хронология: | |
до 1472 г. | | построен старостой витебским и смоленским Николаем Немировичем | |
| 1472 г. | | освящен | |
| 2-я пол. XVI в. | | переоборудован под кальвинский сбор | |
| 1641 г. | | возвращен католикам | |
| 165460 гг. | | поврежден во время русско-польской войны | |
| нач. XIX в. | | стены оштукатурены и побелены | |
| 1866 г. | | костел закрыт | |
| 18681918 гг. | | передан православным, действовал как церковь | |
| 1919 г. | | возвращен католикам | |
| 1969 г. | | закрыт | |
| 1970-е гг. | | возвращен верующим, отремонтирован | |
| в настоящее время (2004 г.) | | действующий костел | |
| |
|
В истории белорусской архитектуры этот небольшой костел в обыкновенной белорусской деревне занимает одно из самых видных мест, являясь редчайшим образцом настоящей средневековой поздней готики.
Любопытная географическая деталь: сейчас древний костел в Ишкольди стоит практически в той самой точке, где соединяются сразу три области Беларуси Брестская, Гродненская и Минская. В данном случае образовался богатый архитектурный треугольник из расположенных неподалеку друг от друга тихой Ишкольди (Брестская область), знаменитого Мира (Гродненская) и не менее известного Несвижа (Минская). Но если два последних пункта туристами освоены давно и плотно, то находящийся почти по соседству Троицкий костел их вниманием не избалован, хотя, безусловно, стоит того.
| | | | По воскресеньям у костела многолюдно | | | | Еще один интересный факт, но уже исторического плана: к строительству двух самых древних из сохранившихся в Беларуси костелов причастны представители одного рода. Костел в Ишкольди был построен на средства тогдашнего хозяина деревни, витебского и смоленского старосты Николая Немировича и освящен в 1472 году, то есть всего через несколько десятилетий после того, как его родственник Ян Немира, конюший великого князя Витовта, завершил костел во Вселюбе (1433 г.), что под Новогрудком.
С тех пор прошло более полутысячи (!) лет. Судьба по-разному отнеслась к этим храмам. Если готический Вселюбский костел за это время множество раз разрушался и очень существенно перестраивался, то костел в Ишкольди прошел через все эти века практически без изменений, почти полностью сохранив свою аутентичность. И это действительно уникальный случай в нашей архитектуре, в общем-то, не слишком богатой на памятники такого возраста. К тому же, этот храм весьма интересен по своим художественным достоинствам. Его чистые готические формы, в которых нет ни намека на что-то лишнее или постороннее; такие хрестоматийные элементы, как узорчатые своды и мощные столбы внутри, контрфорсы снаружи, высокий щит над входом с характерными нишами и т. д., вполне оправдывают определение, которое дают Троицкому костелу многие специалисты "шедевр белорусской архитектуры".
| | | | | Современный алтарь Троицкого костела | | | Жаль только, что именно внешний вид его сегодня все же существенно отличается от первоначального из-за того, что еще в начале XIX века его полностью оштукатурили и побелили, в результате чего храм потерял самобытную и традиционную для своего стиля красно-белую колористику, когда открытые кирпичные стены контрастировали с выбеленными нишами (как, например на нынешних готических башнях Мирского замка). В чем-то это напоминает эпизод из биографии другого нашего знаменитого памятника Каменецкой (Белой) вежи XIII века, которую в середине прошлого века тоже зачем-то побелили, но потом все же опомнились и, смыв краску, вернули исконный вид. Однако в случае с ишкольдским костелом надежд на такое историческое прозрение гораздо меньше: за 200 лет к его белому облику все основательно привыкли.
Между тем, в сравнении со стабильностью нетронутых временем стен, у Троицкого костела была весьма насыщенная, а порой и драматичная, религиозная история. В ней, словно в зеркале, отразились многие характерные для Беларуси этапы межконфессиональных отношений.
Пробыв костелом первых сто лет, в середине XVI столетия храм попал к протестантам и был переоборудован под кальвинский сбор. Произошло это по инициативе убежденного кальвиниста Николая Радзивилла Черного, который из соседнего Несвижа активно распространял новую религию по Великому Княжеству Литовскому. Такой период в истории храма завершился вместе с "золотым веком" кальвинизма на этих землях. Уже в 1641 году потомки Радзивилла Черного, вернувшиеся в лоно католицизма и не менее рьяно боровшиеся с протестантским наследием своего предка, вновь сделали храм костелом.
| | | | Фронтальную стену украшают ниши и контрфорсы | | | | Если не считать тяжелых лет русско-польской войны, во время которой Троицкий костел был частично поврежден, то можно считать, что последующие два века прошли для храма достаточно стабильно. А вот когда Ишкольдь после окончательного раздела Речи Посполитой оказалась в Российской империи, то у костела, как и в целом у католицизма на новых российских землях, постепенно начались сложные времена. В конце концов, в 1866 году, том самом, когда католические храмы здесь закрывались десятками, не избежал этой участи и Троицкий костел. А еще через два года древний храм начал свою новую, уже третью по счету, конфессиональную историю: его переосвятили в Свято-Троицкую церковь и богослужения стали проводиться по православному обряду. В связи с этим был несколько изменен интерьер, а над крышей возведен маленький купол с маковкой, что, видимо, должно было придать готической постройке хоть хоть какие-то православные черты. Получилось, прямо скажем, не слишком органично, но, в конце концов, не во внешнем облике суть. А судить о том, как выглядел храм в те годы, мы сегодня можем благодаря все тому же художнику-краеведу Наполеону Орде.
| | | | | Рисунок Наполеона Орды. 2-я половина XIX в. | | | Кстати, любопытна запись, которую автор сделал на своем рисунке: "28 августа 1876 г. Ишкольдь. Бывший арианский костел". Дело в том, что ариане, или как их еще называли, антитринитарии это представители еще одного древнего направления в протестантстве, которое хотя и не получило такого широкого распространения в ВКЛ, как кальвинизм, но тоже присутствовало в те времена на наших землях. Сегодня, когда все источники и специалисты единодушно утверждают, что в своем протестанском прошлом костел был именно кальвинским сбором, трудно сказать, какие основания имел Н.Орда сделать такую подпись. В любом случае именно для Троицкого храма это было бы весьма символично, так как "антитринитарии" с греческого переводятся примерно как "противники троицы" и главным их отличием было как раз отрицание триединства Бога, то есть Троицы. По их мнению, Бог един, а Сын и Дух сотворены им, но не равны ему.
| | | | Ксендз Винцентий Лотаревич | | | | Но вернемся в православный период храма. Троицкая церковь действовала в Ишкольди до начала ХХ века. А в 1918-м, когда позиции католицизма вновь на некоторое время окрепли, храм в очередной раз возвратили католикам и назначили нового ксендза Винцентия Лотаревича, с которым связана одна из самых трагических страниц в истории костела. Это было время, когда вслед за бурными событиями I мировой войны (линия фронта долгое время проходила именно по нынешнему Барановичскому району), на эти земли обрушилась не менее жестокие революционные годы. В 1919-м вооруженные представители новой "народной" власти арестовали ксендза и увезли в расположенный неподалеку Мирский замок (тогда в его древних стенах было организовано что-то вроде концлагеря для "врагов народа" была в истории нашего самого знаменитого памятника и такая малоизвестная страница). Там воинствующие атеисты потребовали от ксендза даже не отречься от Бога, а почему-то... перейти в православие. Лотаревич отказался. Тогда ему (даже писать об этом ужасно) отрезали голову и вместе с телом бросили в колодец, тот самый, что и сейчас находится в центре замкового двора. Что тут сказать... Азия...
Случилось это 19 марта, а извлечь останки ксендза из колодца и привезти в деревню прихожане смогли только спустя несколько месяцев. Похоронили Винцентия Лотаревича перед костелом. Теперь на могиле стоит большой каменный крест, а в самом храме в память о настоятеле-мученике хранится его фото.
| | | | | Витраж с сюжетом | | | Как бы то ни было, после того, как в скором времени Ишкольдь, согласно Рижскому договору, оказалась на территории Польши, деятельность Троицкого костела была возобновлена. С тех пор она не прекращалась и после окончательного установления здесь советской власти в 1939 году, и во время Великой Отечественной, и в послевоенные годы. И все же в конце 1960-х, которые в Беларуси были отмечены очередным всплеском борьбы с религией, храм на некоторое время был закрыт. О самом напряженном дне того периода сейчас в костеле напоминает цветной витраж, расположенный на окне над боковым входом. У человека неосведомленного он может вызвать недоумение, уж слишком необычен для сакрального искусства его сюжет: костел, почему-то автомобиль, люди в кабине, люди вокруг, люди перед автомобилем...
Прокомментировал мне его нынешний ксендз Троицкого костела:
В один из дней после того, как храм закрыли, сюда приехал автомобиль с людьми в штатском и солдатами, которые начали грузить в него все костельное имущество. Известие об этом моментально разлетелось по деревне, и очень скоро у костела собралось множество прихожан, в основном, женщин. Ведь даже несмотря на то, что храм тогда был закрыт и не было ксендза, верующие не прекращали молиться и регулярно приходили сюда сами. Они обступили машину и просили не вывозить ничего из костела. Но солдаты продолжали выносить утварь. И тогда несколько женщин просто легли в колею перед колесами автомобиля и лежали так до тех пор, пока люди в штатском, посовещавшись, не остановили погрузку. Так они и уехали ни с чем.
А в скором времени Троицкий костел вновь заработал, и с тех пор действует без перерывов до наших дней. Большинство местных жителей, возможно, не слишком досконально знают сложную историю этого древнего памятника, и представляют себе его значение для белорусской архитектуры. Они просто регулярно приходят в храм сами и приводят сюда детей. Которые потом приводят сюда своих детей. И так из года в год, из века в век.
| |