начальная страница   А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   все памятники   карта    
замки  оборонит. храмы  монастыри  церкви  костелы  кальвин. сборы  синагоги мечети кирхи  деревян. зодчество  ратуши  дворцы  усадьбы
века: XI–XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX    стили: готика  ренессанс  барокко  рококо  классицизм  ретро-русский  неороманский  неоготика  модерн

Гродненская область, Ошмянский район, деревня
Гольшаны
Костел св. Иоанна Крестителя и монастырь францисканцев
XVI-XVIII вв.
Фотогалереи:  Все фото (2 шт.)

Стильраннее барокко
Материалкирпич
При постройкекостел
Статусдействующий костел; монастырский корпус
используется как филиал Художественного
музея РБ

Краткая хронология:
нач. XVI в.в Гольшанах построен первый костел
сер. XVI в.костел переоборудован в кальвинский сбор
1618 г.Павел Сапега приглашает в Гольшаны францисканцев, перестраивает кальвинский сбор
обратно в костел и пристраивает к нему монастырский корпус
начало 1770-х гг.костел разобран до фундамента и на его месте построен новый костел Иоанна Крестителя
(в нынешнем виде)
1810 г.перед костелом постороена брама-звонница
1832 г.монастырь францисканцев закрыт по указу российского царя, костел становится приходским
1940-е гг.костел закрыт советскими властями, приходит в упадок
начало 1990-х гг.храм возвращен католикам, начата реставрация
с 1990-х гг.действующий костел; в жилом корпусе размещается (также с 1990-х) филиал
Национального художественного музея Республики Беларусь
Еще одно крупное сооружение, которое князья Сапеги оставили после себя в Гольшанах — монастырский комплекс, который берет начало еще в XVI веке. Тогда на Рыночной площади был построен первый костел, который в середине века был переоборудован под кальвинский сбор. Протестанским храм оставался недолго — в 1618 году тогдашний владелец Гольшан Павел Сапега пригласил в местечко монахов-францисканцев и не только переделал для них сбор обратно в костел, но и построил рядом с ним монастырь. Кстати, именно с этим строительством связана достаточно мрачная легенда, но о ней чуть ниже.

Неизвестно по каким причинам, но в 1770-х годах здание костела разобрали почти до фундамента и затем построили в стиле барокко новый храм, который и дошел до наших дней. В крипте под ним разместилось фамильное захоронение Сапег — самого Павла и его трех жен. В тяжелые для костела период второй половины ХХ века искусно выполненные мраморные надгробия славного рода были перевезены в Минск и находятся теперь в музее древнебелорусской культуры Академии наук. Впрочем, нелегкие времена наступили для костела значительно раньше ХХ века. Впервые монастырь был закрыт еще в 1832 году по царскому указу. Жилой корпус передали тогда военным, а костел стал работать как приходской. После Великой Отечественной войны и окончательного установления в этих краях советской власти перестал действовать и костел. Несколько десятилетий храм простоял в запустении, за это время серьезно пострадал интерьер, была разграблена сапеговская крипта, сгорел древний итальянский орган...

Следы пройденных испытаний заметны в костеле и теперь, после многолетних восстановительных работ, начатых в 90-х годах прошлого века, когда храм вернули верующим. Внешняя отделка была закончена в 2001—2002 годах, а вот над интерьерами работы еще продолжаются. И все же они впечатляют даже сейчас, особенно живописная фреска XVIII века во всю алтарную стену. За счет искусно нарисованных архитектурных деталей художник будто расширяет размеры храма. При этом на первом плане предстает сцена "Крещение", изображающая встречу Иисуса и Иоанна Предтечи, а высоко над ними пишет свой труд евангелист Иоанн, еще один покровитель гольшанского костела.

Пока остановлены реставрационные работы в жилом корпусе францисканского монастыря. А это, напомним, самая старая часть комплекса, единственная уцелевшая от первоначальной постройки XVII века. На отремонтированной части первого этажа сейчас находится один из филиалов Национального художественного музея Беларуси, а второй пока пустует. Впрочем, не совсем пусьтует. Именно здесь, в монастырских стенах обитает самое известное белорусское привидение — Белая Дама, призрак молодой женщины, которую по легенде живой замуровали в стену при строительстве монастыря. С тех пор вот уже несколько столетий ее неупокоенная душа скитается здесь. Напуганные очевидцы рассказывают, что этот бледный невесомый облик и сейчас можно встретить в монастырских галереях. Впечатленный этой историей писатель Владимир Короткевич художественно описал ее в своем романе "Черный замок Ольшанский". Но еще более реальные черты древняя легенда обрела после того, как в ходе недавнего ремонта при расчистке подвалов рабочие обнаружили в одной из древних стен человеческий скелет. Посетившая тогда музей группа врачей-туристов уточнила: скелет — женский...


Фотогалереи:  Все фото (2 шт.)