 |
| Стиль | | виленское барокко | | |
| | Архитектор | | И. К. Глаубиц (1735) | | |
| | Материал | | кирпич | | |
| |
| Фундатор | | мстиславский воевода Иосиф Львович Корсак | | |
| | При постройке | | костел кармелитов | | |
| | Статус | | действующая церковь | | |
| |
|
| Краткая хронология: | |
| 163954 гг. | | построен на средства одного из владельцев Глубокого Иосифа Корсака как костел Сердца Иисуса при монастыре кармелитов босых | | |
| | 1661 г. | | монастырь пострадал от пожара во время русско-польской войны 165467 гг. | | |
| | около 1735 г. | | главный фасад перестроен по проекту И. Глаубица, изменен интерьер | | |
| | 18 июля 1812 г. | | в монастыре останавливался Наполеон во время русско-французской войны | | |
| | 1842 г. | | имущество монастыря конфисковано российскими властями | | |
| | 1865 г. | | монастырь закрыт | | |
| | 1875 г. | | костел переоборудован в православную церковь, монастырские корпуса переданы полицейскому управлению | | |
| | 3 сентября 1878 г. | | храм переосвящен епископом Ковенским Владимиром в церковь Рождества Богородицы | | |
| | 1892 г. | | разобрана часть монастырских корпусов | | |
| | 1895 г. | | над центром храма построен купол в псевдовизантийском стиле | | |
| | 1944 г. | | частично поврежден в годы Великой Отечественной | | |
| | в настоящее время (2004 г.) | | действующий Собор Рождества Богородицы | | |
| |
|
| | | | |  | | | | | | | | В крипте этого храма были захоронены останки Иосифа Корсака, воеводы мстиславского, одного из владельцев Глубокого в начале XVII века. «Тут покоятся в мире кости вельможного фундатора, а душа его на небе» такие слова написаны в склепе о человеке, который пожертвовал обосновавшемуся в местечке ордену кармелитов босых на строительство монастыря все свое состояние, в том числе часть Глубокого, а заодно и 27 соседних фольварков и деревень. Строительство, начатое еще при его жизни, продолжалось в несколько этапов, и в результате монастырь превратился в крупный комплекс, располагавшийся на достаточно большой территории.
| |  | | | Собор построен на северном берегу озера Великое | | | | Однако в ходе русско-польской войны 165467 годов вместе с местечком сгорел и монастырь. Поэтому есть предположения, что каменное здание костела было построено все же несколько позже уже во второй половине XVII века. Каким точно был его вид в то время, сейчас установить уже непросто, но многие сохранившиеся сведения и элементы позволяют специалистам относить тот храм к так называемому «сарматскому» барокко с его ностальгией по временам рыцарства, элементами оборонительной архитектуры. Костел Рождества Богородицы с плоской апсидной частью и четырьмя массивными башнями по углам когда-то весьма напоминал рыцарский замок.
Наиболее существенная перемены в облике ожидали храм в середине следующего века. В 1735 году по проекту знаменитого архитектора Иоганна Глаубица началась его очередная перестройка. В результате храм приобрел черты позднего, или виленского барокко, самым видным представителем которого и был Глаубиц. Собственно, его можно считать одним из основателей этого художественного направления в барокко, оставившего ярчайший след в архитектурном наследии Великого княжества Литовского (по проектам И. Глаубица были построены или переоборудованы множество храмов в Вильно, Софийский собор в Полоцке, храмы в Могилеве, Лиде, Слониме, Столовичах и т. д.). Характерными чертами этого направления стали утонченные фасады, художественные силуэты, ажурные высокие башни.
| | | |  | | Так выглядит собор с бывшей Друйской улицы | | | Как раз такие две башни, надстроенные над прежними, и выросли тогда над фасадом костела в Глубоком, весь его облик стал более легким и пластичным, соответственно изменился и интерьер.
Есть, правда, точка зрения, что истинным автором проекта перестройки костела был все же не Глаубиц, а другой известнейший архитектор того времени Иосиф Фонтана III. Этот выходец из Италии построил на территории ВКЛ несколько храмов именно для кармелитов и, весьма вероятно, орден привлекал его и к данной работе.
Как бы то ни было, необходимо добавить, что костел в Глубоком стал первым образцом виленского барокко на территории нынешней Беларуси.
| |  | | | Вид ограды изнутри | | | | Примерно в таком виде храм и дошел до наших дней. Однако сейчас это уже не костел, а православный собор Рождества Богородицы. В середине XIX века в российскую казну было конфисковано имущество монастыря (между прочим, немалое обширные земли, 11 фольварков и 67 деревень, около 800 домов, более 12 тысяч руб. серебром годового дохода). К этому времени монастырь имел библиотеку, музыкальную капеллу, госпиталь, аптеку, его ученикам полагался бесплатный пансион и т. д. Полностью закрыт монастырь кармелитов босых был в 1862 году.
О размерах монастырского двора можно получить представление еще и сегодня. Рядом с находящимся неподалеку кладбищем «Коптевка» (на нем, кстати, тоже имеются интересные архитектурные памятники Ильинская церковь XVIII века, стелла в память польской Конституции 1791 года, польское военное кладбище) еще сохранились фрагменты бывшей монастырской ограды. Сегодня, по масштабам райцентра, между ним и нынешним собором мог бы уместиться целый квартал, а когда-то это была единая монастырская территория с большим садом.
| | | |  | | Сохранившийся монастырский корпус | | | Стоит заметить, что, несмотря на большое имущество, принадлежащее монастырю, сам орден кармелитов относился к нищенствующим католическим орденам (образован в Палестине еще в 1155 году). Ничего от богатств, которыми располагали монастыри этих орденов, самим монахам не полагалось. По уставу им не разрешалось иметь имущества, а предписывалось постоянно работать физически, строго соблюдать посты и т. п. В XVI веке в структуре ордена выделилось течение с еще более строгим уставом, которое и получило название «босых» кармелитов. Через некоторое время именно его представители и поселились в Глубоком.
В общем, с 1875 года бывший кармелитский костел начал действовать как православная церковь. После этого над центром здания был надстроен массивный деревянный барабан с куполом в византийском стиле, однако сохранился он только на фотографиях, так как сгорел в очередном пожаре, который случился в 1944 году во время Великой Отечественной войны.
Трехэтажный монастырский корпус в скором времени был передан полицейскому ведомству. После восстания 1863 года в бывших монашеских кельях устроили камеры для повстанцев, причем руководил следствием непосредственно генерал-губернатор Муравьев, печально известный по кличке «вешатель». В 1892 году часть монастырских корпусов была разобрана на кирпич. Сегодня от них уцелело только одно крыло, да и то в совершенно аварийном состоянии, со следами недавнего хозяйственного использования. | |  | | | Собор и Троицкий костел (XVIII в.) формируют архитектурный облик Глубокого | | | | Еще одним интересным архитектурным элементом комплекса являются трехарочные ворота, построенные перед храмом во времена Глаубица. Если взглянуть на соответствующее фото, сделанное в начале прошлого века Яном Балзункевичем, можно убедиться, что внешне за последние 100 лет здесь мало что изменилось. Даже соседство по-прежнему почти полицейское рядом расположен отдел милиции.
Сегодня собор Рождества Богородицы в Глубоком вместе с еще одним расположенным здесь замечательным памятником барокко Троицким костелом, построенным в XVIII веке, формируют архитектурный облик этого районного центра, величественно возвышаясь над провинциальными застройками. Любопытной и редкой деталью при этом является то, что оба храма обращены фасадами друг к другу.
|  |