начальная страница   А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   все памятники   карта    
замки  оборонит. храмы  монастыри  церкви  костелы  кальвин. сборы  синагоги мечети кирхи  деревян. зодчество  ратуши  дворцы  усадьбы
века: XI–XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX    стили: готика  ренессанс  барокко  рококо  классицизм  ретро-русский  неороманский  неоготика  модерн

Гродненская область, Островецкий район, деревня
Гервяты
Троицкий костел.  1899-1903 гг.
Фотогалереи:  Все фото (13 шт.)

Стильнеоготика
АрхитекторА. И. Ольшеловский
Материалкрасный кирпич
Фундаторкнязь Ольшевский
Статусдействующий костел

История этого храма не слишком богата событиями. По существу, большинство источников ограничивается лишь информацией о дате его строительства, да еще о том, что возведен костел был на месте деревянного, построенного здесь еще в 1526 году. А в основном, как правило, пишут о его художественных достоинствах и особенностях.

Шпиль входной башни устремлен в небеса
И действительно, костел в Гервятах ярко выделяется на фоне своих архитектурных собратьев, построенных в стиле неоготики в конце XIX — начале ХХ веков на белорусских землях. В тот короткий период, когда Российская империя достаточно лояльно относилась к присутствию като­ли­цизма на своих западных территориях, было восстановлено и появилось немало новых костелов. Среди последних доминировал модный тогда неоготический стиль, своего рода романтическая ностальгия по ушедшим временам средневековья. Причем в костельном строительстве такое широкое применение этого стиля имело не только художественные, но и социально-исторические предпосылки. Возвращение к готическим формам словно еще раз подчеркивало связь этих земель с западноевропейской ветвью хрис­тианства, то есть с католицизмом, исконным визуальным символом которого были именно древние готические соборы.

Троицкий костел в Гервятах стал одним из наиболее заметных и оригинальных в этом ряду. Во-первых, уже только по своим масштабам он не затерялся бы даже в любом из крупных белорусских городов. А в сравнительно небольшой деревне, которой сегодня являются Гервяты, он сейчас воспринимается как нечто невероятное, словно уцелевший фрагмент иной цивилизации, случайно сохранившийся в этих местах. Безусловно, некогда жизнь в Гервятах была гораздо более оживленной, нежели ныне: активно развивалось ре­мес­лен­ничество и даже производство. Достаточно сказать, что кирпич на новый костел, задуманный архитектором Ольшеловским и его "меценатом" князем Ольшевским, изго­тав­ли­вался на заводе прямо в деревне. Однако и тогда было очевидно, что храм для населенного пункта спроектирован как бы "на вырост". Увы, вырасти Гервятам так и не удалось, но величественный, устремленный в небеса шпиль костела, заметный за многие километры от деревни, словно напоминает о грандиозных планах тогдашних владельцев этих мест.

Аркбутаны — древние готические элементы
Но, конечно, не только размерами заслужил костел свое место в числе наиболее интересных архитектурных памятников страны. Специалисты единодушно отмечают, что автору проекта Ольшеловскому удалось не только в полной мере осмыслить архитектурное наследие готики, но и с не­обык­новен­ным талантом воплотить древние худо­жест­вен­ные при­емы в новых формах. Кстати, только здесь на территории Беларуси можно увидеть такие исконные готические эле­менты, как аркбутаны — внешние полуарки, соединяющие стены и контрфорсы. Когда смотришь на все эти устремленные вверх линии, ниши, проемы, узкие готические окна, ори­ги­нальные контрфорсы, множество других изящных деталей, вроде маленьких башенок по верху стен, поневоле вспо­минаешь знаменитый собор Парижской Богоматери XII века или другие классические древнеготические храмы старушки-Европы. Как и они, костел в Гервятах массивен и в то же время необыкновенно легок, целеустремлен. Словом, он стоит того, чтобы его увидеть.


Фотогалереи:  Все фото (13 шт.)