 |
| Стиль | | неоготика | | |
| | Архитектор | | А. И. Ольшеловский | | |
| | Материал | | красный кирпич | | |
| |
| Фундатор | | князь Ольшевский | | |
| | Статус | | действующий костел | | |
|
| |
|
История этого храма не слишком богата событиями. По существу, большинство источников ограничивается лишь информацией о дате его строительства, да еще о том, что возведен костел был на месте деревянного, построенного здесь еще в 1526 году. А в основном, как правило, пишут о его художественных достоинствах и особенностях.
| |  | | | Шпиль входной башни устремлен в небеса | | | | И действительно, костел в Гервятах ярко выделяется на фоне своих архитектурных собратьев, построенных в стиле неоготики в конце XIX начале ХХ веков на белорусских землях. В тот короткий период, когда Российская империя достаточно лояльно относилась к присутствию католицизма на своих западных территориях, было восстановлено и появилось немало новых костелов. Среди последних доминировал модный тогда неоготический стиль, своего рода романтическая ностальгия по ушедшим временам средневековья. Причем в костельном строительстве такое широкое применение этого стиля имело не только художественные, но и социально-исторические предпосылки. Возвращение к готическим формам словно еще раз подчеркивало связь этих земель с западноевропейской ветвью христианства, то есть с католицизмом, исконным визуальным символом которого были именно древние готические соборы.
Троицкий костел в Гервятах стал одним из наиболее заметных и оригинальных в этом ряду. Во-первых, уже только по своим масштабам он не затерялся бы даже в любом из крупных белорусских городов. А в сравнительно небольшой деревне, которой сегодня являются Гервяты, он сейчас воспринимается как нечто невероятное, словно уцелевший фрагмент иной цивилизации, случайно сохранившийся в этих местах. Безусловно, некогда жизнь в Гервятах была гораздо более оживленной, нежели ныне: активно развивалось ремесленничество и даже производство. Достаточно сказать, что кирпич на новый костел, задуманный архитектором Ольшеловским и его "меценатом" князем Ольшевским, изготавливался на заводе прямо в деревне. Однако и тогда было очевидно, что храм для населенного пункта спроектирован как бы "на вырост". Увы, вырасти Гервятам так и не удалось, но величественный, устремленный в небеса шпиль костела, заметный за многие километры от деревни, словно напоминает о грандиозных планах тогдашних владельцев этих мест.
| | | |  | | Аркбутаны древние готические элементы | | | Но, конечно, не только размерами заслужил костел свое место в числе наиболее интересных архитектурных памятников страны. Специалисты единодушно отмечают, что автору проекта Ольшеловскому удалось не только в полной мере осмыслить архитектурное наследие готики, но и с необыкновенным талантом воплотить древние художественные приемы в новых формах. Кстати, только здесь на территории Беларуси можно увидеть такие исконные готические элементы, как аркбутаны внешние полуарки, соединяющие стены и контрфорсы. Когда смотришь на все эти устремленные вверх линии, ниши, проемы, узкие готические окна, оригинальные контрфорсы, множество других изящных деталей, вроде маленьких башенок по верху стен, поневоле вспоминаешь знаменитый собор Парижской Богоматери XII века или другие классические древнеготические храмы старушки-Европы. Как и они, костел в Гервятах массивен и в то же время необыкновенно легок, целеустремлен. Словом, он стоит того, чтобы его увидеть.
|  |