начальная страница   А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   все памятники   карта    
замки  оборонит. храмы  монастыри  церкви  костелы  кальвин. сборы  синагоги мечети кирхи  деревян. зодчество  ратуши  дворцы  усадьбы
века: XI–XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX    стили: готика  ренессанс  барокко  рококо  классицизм  ретро-русский  неороманский  неоготика  модерн

Гродненская область, Сморгонский район, город
Сморгонь
Кальвинский сбор.  1552-53 гг.
Фотогалереи:  Все фото (2 шт.)

Стильренессанс с чертами оборонного зодчества
Материалкирпич
Фундаторы-строителиХристофор Зенович и Юрий Зенович-мл.
При постройкекальвинский сбор
Статусдействующий костел

За время своего существования этот храм изведал немало поворотов судьбы. Его конфессиональная принадлежность долгое время колебалась вслед за пристрастиями основателей, магнатов Зеновичей. Сначала на средства Юрия Зеновича в Сморгони в самом начале XVI века был построен деревянный костел. Перешедший в кальвинизм его сын Христофор на том же месте начал возводить кальвинский сбор, строительство которого закончил в середине века уже его сын Юрий. Однако уже следующие поколения Зеновичей вернулись в католичество, а вслед за ними в 1621 году вновь костелом стал храм. Впрочем, некоторые исследования позволяют утверждать, что речь в данном случае шла в основном о деревянных зданиях, а сохранившийся каменный храм был возведен как каменный кальвинский сбор только в 1606—1612 годах.

Как бы то ни было, в XIX веке, вслед за вхождением белорусских земель в состав Российской империи, Сморгонский костел, вслед за многими другими католическими храмами, был переоборудован в церковь. Сохранилось фото начала прошлого столетия, где над ним поднимаются православные купола. После I мировой войны, в которой Сморгонь долгое время была на линии фронта, храм был сильно разрушен, а когда наступил мир и город оказался на польской территории, его восстановили и в 1921 (1926) году открыли опять как костел. Очередной политический катаклизм случился в 1939, но и с приходом советской власти храм еще некоторое время действовал и был закрыт только после Великой Отечественной, в 1947 году. Затем здесь были сначала склад, потом магазин, а после ремонта в 1970 — выставочный зал.

В 1990-м году храм был возвращен верующим, отреставрирован и теперь в нем вновь действует костел святого Михаила Архангела.

Внутри костел украшен оригинальными интерьерами, выполненными художниками в современной и весьма неконсервативной манере. Внешне же средневековая постройка в целом сохранила черты, доставшиеся ей в наследство от кальвинистского прошлого. Не случайно архитекторы, специалисты и даже экскурсоводы продолжают называть его не по нынешней конфессиональной принадлежности, а по архитектурной сути — кальвинский сбор. Отсюда, в частности, восьмиугольная строгая форма, отсутствие алтарной части. Как дань времени сохранились и оборонительные элементы, характерные для тех средневековых построек. Стены толщиной от 1,8 до 3 метров прорезают узкие, напоминающие бойницы, окна. Над входом возвышается мощная 2-ярусная башня. Когда-то она была значительно выше, и в ней размещалась звонница. После многочисленных ремонтов она стала на ярус ниже, а колокола теперь находятся в напоминающей готическую боковой башенке, которая пристроена между главной башней и основным объемом здания. По расположенной в ней витой лестнице прежде поднимались на верхние этажи главной башни. По некоторым сведениям, когда-то такая же башенка была расположена и с противоположной стороны и вместе они, возможно, должны были прикрывать здание с флангов в случае обороны.

Костел, интересный памятник архитектуры ренессанса, является почти ровесником города, отметившего недавно свое 500-летие.


Фотогалереи:  Все фото (2 шт.)