|
Стиль | | ренессанс с чертами оборонного зодчества | |
| Материал | | кирпич | |
| |
Фундаторы-строители | | Христофор Зенович и Юрий Зенович-мл. | |
| При постройке | | кальвинский сбор | |
| Статус | | действующий костел | |
|
|
|
За время своего существования этот храм изведал немало поворотов судьбы. Его конфессиональная принадлежность долгое время колебалась вслед за пристрастиями основателей, магнатов Зеновичей. Сначала на средства Юрия Зеновича в Сморгони в самом начале XVI века был построен деревянный костел. Перешедший в кальвинизм его сын Христофор на том же месте начал возводить кальвинский сбор, строительство которого закончил в середине века уже его сын Юрий. Однако уже следующие поколения Зеновичей вернулись в католичество, а вслед за ними в 1621 году вновь костелом стал храм. Впрочем, некоторые исследования позволяют утверждать, что речь в данном случае шла в основном о деревянных зданиях, а сохранившийся каменный храм был возведен как каменный кальвинский сбор только в 16061612 годах.
Как бы то ни было, в XIX веке, вслед за вхождением белорусских земель в состав Российской империи, Сморгонский костел, вслед за многими другими католическими храмами, был переоборудован в церковь. Сохранилось фото начала прошлого столетия, где над ним поднимаются православные купола. После I мировой войны, в которой Сморгонь долгое время была на линии фронта, храм был сильно разрушен, а когда наступил мир и город оказался на польской территории, его восстановили и в 1921 (1926) году открыли опять как костел. Очередной политический катаклизм случился в 1939, но и с приходом советской власти храм еще некоторое время действовал и был закрыт только после Великой Отечественной, в 1947 году. Затем здесь были сначала склад, потом магазин, а после ремонта в 1970 выставочный зал.
В 1990-м году храм был возвращен верующим, отреставрирован и теперь в нем вновь действует костел святого Михаила Архангела.
Внутри костел украшен оригинальными интерьерами, выполненными художниками в современной и весьма неконсервативной манере. Внешне же средневековая постройка в целом сохранила черты, доставшиеся ей в наследство от кальвинистского прошлого. Не случайно архитекторы, специалисты и даже экскурсоводы продолжают называть его не по нынешней конфессиональной принадлежности, а по архитектурной сути кальвинский сбор. Отсюда, в частности, восьмиугольная строгая форма, отсутствие алтарной части. Как дань времени сохранились и оборонительные элементы, характерные для тех средневековых построек. Стены толщиной от 1,8 до 3 метров прорезают узкие, напоминающие бойницы, окна. Над входом возвышается мощная 2-ярусная башня. Когда-то она была значительно выше, и в ней размещалась звонница. После многочисленных ремонтов она стала на ярус ниже, а колокола теперь находятся в напоминающей готическую боковой башенке, которая пристроена между главной башней и основным объемом здания. По расположенной в ней витой лестнице прежде поднимались на верхние этажи главной башни. По некоторым сведениям, когда-то такая же башенка была расположена и с противоположной стороны и вместе они, возможно, должны были прикрывать здание с флангов в случае обороны.
Костел, интересный памятник архитектуры ренессанса, является почти ровесником города, отметившего недавно свое 500-летие.
| |