начальная страница   А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   все памятники   карта    
замки  оборонит. храмы  монастыри  церкви  костелы  кальвин. сборы  синагоги мечети кирхи  деревян. зодчество  ратуши  дворцы  усадьбы
века: XI–XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX    стили: готика  ренессанс  барокко  рококо  классицизм  ретро-русский  неороманский  неоготика  модерн

Витебская область, Полоцкий район, город
Полоцк
Софийский собор.  XI-XVIII вв.
Фотогалереи:  Общий вид  Интерьеры  Древняя апсида и фундамент ;   Все фото (16 шт.)

Стильвиленское барокко
АрхитекторыИ. К. Глаубиц (1738), П. П. Покрышкин (1913), В. Слюнченко (1985)
Материалкирпич
Статусконцертный зал с органом

История белорусского монументального зодчества. начинается с этого храма. Он был возведен в середине XI века вскоре после принятия христианства древней Русью и практически в одно время с такими великими христианскими святынями славян, как Софийские соборы в Новгороде и Киеве. Более точную дату его строительства связывают с княжением в Полоцке Всеслава Бречиславовича и называют года между 1050-м и 1055-м. Именно этот храм упоминает автор "Слова о полку Игореве", когда пишет о знаменитом Всеславе Чародее: "Тому в Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша".

Первоначально собор представлял собой образец древнерусского церковного зодчества, созданный под влиянием традиций византийского крестово-купольного храма и был во многом схож со своими тезками в Киеве и Новгороде. Он имел 7 (по другим источникам — 5) куполов и три граненые апсиды. Вместе с тем, при строительстве были применены приемы, характерные только для местной — полоцкой архитектурной школы. На одном из больших камней в фундаменте здания исследователи обнаружили нацарапанные имена, как предполагают, его строителей: Давид, Тома, Микула, Копес, Петр, Вориш.

Вид на Софийский собор через Западную Двину
В главном храме древнего Полоцкого княжества происходили многие события государственной важности — в нем принимали послов, объявляли о войне и мире, держали казну и религиозные святыни. Тут же хранился архив и богатейшая для своего времени библиотека.

К сожалению, до нашего времени Софийский собор в своем первоначальном виде практически не сохранился. Впервые он был серьезно перестроен в XV— начале XVI века и приобрел тогда черты оборонительного храма. На сохранившемся рисунке 1579 г. собор представлен уже как мощное сооружение с одной башней посередине и четырьмя оборонительными башнями по углам. Такая схема делала Софийский собор того времени схожим со знаменитыми укрепленными белорусскими церквями в Сынковичах, Мурованке и особенно с 5-башенной церковью в Супрасли. Соединение в этих храмах таких элементов, как апсиды из трех частей и готические оборонительные формы, еще раз убедительно подтверждает тезис об органическом синтезе на территории нынешней Беларуси древнерусских и западноевропейских архитектурных традиций.

С восточной стороны собора в постройку XVIII века была включена древняя апсида XI века
Вскоре после Брестской унии 1596 года Софийский собор перешел к униатам. После пожара 1607 года он некоторое время простоял в запустении, а в 1618 был восстановлен под руководством униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. При этом оборонительные башни были понижены на один ярус, проведены другие перестройки. Очередной пожар случился в 1643 году, после чего собор был вновь отремонтирован и относительно благополучно простоял до Северной войны в начале XVIII века. Тогда с 1705 года Полоцк был занят российскими войсками Петра I, по приказу которого униатский Софийский собор был превращен в склад боеприпасов. В отсутствие всяких боевых действий 1 мая 1710 года порох по неизвестным причинам взорвался. Взрыв был настолько силен, что храм практически полностью разрушился.

В руинах Софийский собор простоял несколько десятилетий. А затем здесь в который уже раз начались ремонтные работы. Но на этот раз в принципиально новых формах, характерных для распространенного тогда архитектурного стиля барокко. В ходе работ 1738—1750 годов, которые проектировал, как предполагают, знаменитый представитель виленского барокко Иоганн Глаубиц, храм был по-существу построен заново. В соответствии с униатскими правилами он был "перевернут" алтарем с юга на север, а главный фасад ориентирован на Западную Двину. При этом длина храма стала его шириной, а весь собор превратился в длинную базилику с поставленными по углам двумя мощными 5-ярусными башнями. Именно в таком виде Софийский собор и дошел до наших дней.

Древние фрески в сохранившейся апсиде
Вместе с тем, несмотря на столь принципиальные перестройки, необходимо отдать должное достаточно бережному отношению реставраторов к сохранившимся элементам первоначальной постройки XI века. Так, были сохранены и органично встроены теперь уже в боковую восточную стену нового храма три древние граненые апсиды, украшавшие прежде алтарную часть. С другой же стороны собора на месте, где изначально размещался вход, была сооружена боковая пристройка в точно таких же внешних формах, как и восточные апсиды, и в результате новый храм обрел классическую симметричность. В уцелевших оригинальных апсидах сохранились фрагменты древних фресок, а если спуститься в расчищенные сейчас подвалы собора, то можно увидеть и настоящий фундамент Софийского собора, части стен и столбов, которым уже почти 1000 лет.

Однако и после очередной перестройки судьба храма не была безоблачной. После упразднения в ХІХ веке церковной унии собор вновь надолго опустел. Только интерес ученых и общественности к уникальному храму с уцелевшими фрагментами древнейшей постройки заставил власти вновь обратить на него внимание. После глубокого изучения памятника в нем с 1909 по 1913 год был проведен очередной капитальный ремонт.

Перед собором установлен один из известных Борисовых камней с письменами XII века
С приходом советской власти Софийский собор на некоторое время опять был закрыт и предоставлен сам себе. Только после Великой Отечественной его задействовали в относительно культурных целях: с 1945 по 1969 год в этих стенах размещалась книжная база и архив.

Одновременно продолжались археологические исследования. И наконец все же взяло верх очевидное понимание того, что полоцкий Софийский собор является не просто бывшим храмом той или иной религиозной конфессии, а бесценным достоянием славянской культуры, отразившем в своей судьбе многие важные этапы ее истории. В 1970-х здесь под руководством архитектора В. Слюнченко вновь начались реставрационные работы и с 1985 года собор опять был открыт для посетителей, на этот раз как концертный зал и музей собственной истории.

В таком статусе Софийский собор пребывает и ныне. Тут так и хочется добавить: "пока". Если вы обратили внимание, при рассказе о нем очень часто приходилось употреблять слова "вновь", "опять", "в очередной раз" и т. п. В самом деле, этот памятник не случайно часто сравнивают с легендарной птицей Феникс, способной восставать из пепла. Столетия, войны, пожары, политические катаклизмы пронеслись над Софийским собором, оставив глубокие отметины на его стенах, но он выдержал все испытания, сохранив не только внешние признаки аутентичности, но и глубинную суть, которая гораздо важнее любых громких слов. Настанет время, и тысячелетний храм обязательно вернет свое исконное предназначение, потому что иначе просто не может быть.


Фотогалереи:  Общий вид  Интерьеры  Древняя апсида и фундамент ;   Все фото (16 шт.)