начальная страница   А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   все памятники   карта    
замки  оборонит. храмы  монастыри  церкви  костелы  кальвин. сборы  синагоги мечети кирхи  деревян. зодчество  ратуши  дворцы  усадьбы
века: XI–XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX    стили: готика  ренессанс  барокко  рококо  классицизм  ретро-русский  неороманский  неоготика  модерн

Гродненская область, Щучинский район, деревня
Мурованка
Церковь-крепость Рождества Богородицы.  XVI в.
Фотогалереи:  Боевой сектор  Вид из деревни  Интерьеры  Священник  Своды разных храмов ;   Все фото (73 шт.)

Стильготика и ренессанс
Материалкирпич
Статусдействующая церковь

Краткая хронология:
1524 г.построена
1656 г.значительно повреждена во время войны России и Речи Посполитой
1706 г.обстреляна пушками Карла XII
1706 г.-нач. XIX в.заброшена
1817 г.реконструирована
1871—72 гг.капитальный ремонт
1920-е гг.перестроена в костел
1988—90 гг.открыта
Еще один храм оборонного типа, яркий памятник так называемой белорусской "православной готики" сохранился неподалеку от деревни Мурованка, которая находится у самой границы Щучинского и Лидского районов. К слову, неопределенность вокруг наименования этого выдающегося объекта белорусской архитектуры сложилась по настоящему хрестоматийная. Освящена церковь во имя Рождества Богородицы, однако широкую известность она приобрела под названиями, связанными со своим географическим расположением. В литературе ее называют либо "Маломажейковской", либо "Мурованковской". При этом деревня Малое Мажейково удалена от церкви километра на три и находится в Лидском районе. Деревня Мурованка в Щучинском районе расположена гораздо ближе, но все же в нескольких сотнях метров за железнодорожным переездом. Сама же церковь стоит на окраине соседней деревни Скрибовцы, однако "Скрибовской" ее зовут только местные жители.

Этой путанице с названиями уже много лет, на нее обращал внимание еще Владимир Короткевич в своем романе "Черный замок Ольшанский", тем не менее она присутствует и в современной литературе по архитектуре Беларуси. Можно предположить, что наиболее логичным с исторической точки зрения все же является вариант "Мурованковская", так как "строительное" название деревни Мурованка вероятнее всего связано именно с каменной (по-белорусски — "мураванай") древней церковью. Традиция возводить храмы не в самих деревнях, а на некотором удалении от них, издавна была весьма распространена. К тому же, в данном случае "муровали" не просто церковь, а отдельный укрепленный пункт, маленькую крепость. Возможно, с течением времени люди стали ставить дома ближе к этим мощным стенам и постепенно вокруг образовалось то поселение, которое сейчас называется Скрибовцы.

Более единодушны исследователи в вопросе времени постройки церкви-крепости. В большинстве источников называется период 1-й половины XVI века, точнее промежуток между 1516 и 1542 годами. Сведений о конкретных людях, причастных к возведению этого выдающегося памятника белорусской архитектуры, к сожалению, не сохранилось. Зато сохранилась сама церковь, вобравшая в себя черты стилей готики и ренессанса. Вместе с тем, специалисты отмечают в ней и присутствие традиционных черт белорусской архитектуры того времени. Исторический период, в который создавался этот храм, не только диктовал социальные причины для объединения культового и оборонного назначений, но и обусловил влияние на местные приемы строительства все более распространяющейся на этих землях западноевропейской культуры.

За почти 500 лет своего существования Мурованковская церковь прошла через многие серьезные испытания, ее внешний вид претерпел ряд изменений. Не раз ей пришлось на деле изведать, что она не только храм, но и крепость. В XVII веке она была повреждена в русско-польской войне, но через несколько лет восстановлена. Как и многие другие фортификационные объекты Беларуси, серьезно пострадала во время Северной войны — в 1706 году церковь подверглась артиллерийскому обстрелу войск шведского короля Карла XII, была сильно разрушена и затем больше ста лет простояла в запустении. Только в 1817 году она была отремонтирована, при этом существовавшие прежде герсы (опускные решетчатые железные двери) уже не восстанавливались. Еще через полвека, в 1871—72 годах прошел очередной серьезный ремонт. В результате этих реконструкций к Мурованковской церкви был пристроен новый притвор, башни над входом надстроены, а крыша понижена, увеличены окна, полностью оштукатурен фасад здания и т. д.

Фото Яна Балзункевича. Начало XX в.
Уже в таком виде она была сфотографирована в начале ХХ века Яном Балзункевичем. Если сравнить это фото столетней давности с нынешним, снятом примерно с той же точки, то можно убедиться, что внешне за прошедший век здесь мало что изменилось. Между тем, в промежутке между этими двумя фотографиями знаменитый архитектурный памятник несколько раз изменял свой статус. ХХ век храм начинал как православная церковь. Однако в 1920-х годах, когда Мурованка оказалась на территории Западной Беларуси, церковь была переоборудована под костел, который действовал до прихода сюда советской власти. После этого святыню закрыли и превратили в совершенно атеистический колхозный амбар. Последующие несколько десятилетий о его культовом предназначении напоминали только католические кресты, которые так и не сняли с башен. Сейчас о коротком "костельном" периоде напоминает лишь могила ксендза, сохранившаяся на церковном дворе. На рубеже 1980—90-х годов храм был возвращен верующим, отреставрирован и с тех пор в нем вновь действует православная церковь.

Фото 2003 г.
Сейчас в ней служит весьма уважаемый в окрестных деревнях молодой батюшка, отец Сергий. Именно под его руководством в последние годы прихожане проводили в храме все необходимые косметические ремонты. В связи с чем, кстати, батюшка как-то выразил определенную озабоченность недостаточным вниманием со стороны официальных структур. Причем, на его взгляд, требуется даже не столько помощь в самом ремонте (с этим работящие деревенские руки хорошо справляются и сами), сколько консультации специалистов-историков. Он бы и рад согласовывать с ними все действия, да только командируют их сюда редко, а в запущенном виде церковь находится не должна. Вот и справляются, как могут, сами.

Отец Сергий прекрасно отдает себе отчет в том, что служит в уникальной по государственной и художественной ценности церкви. Разумеется, знает он и знаменитой Сынковичской церкви-крепости, которая с его храмом имеет очевидные архитектурно-родственные связи. В одну из наших первых встреч он жалел только, что пока не удалось ему убедиться в этом воочию. Зато в том же разговоре совершенно неожиданно всплыла тема еще одной, к сожалению, утраченной жемчужины белорусской архитектуры. Батюшка показал найденный им как-то в земле своего огорода небольшой медный медальон, выпущенный в 1900 году к 400-летию Супрасльского Благовещенского монастыря — еще одного замечательного образчика "православной готики", третьей церкви-крепости, сохранявшейся до недавних времен на белорусских землях. Оборонный храм в Супрасле был построен в 1503 году Александром Ходкевичем и епископом Иосифом Солтаном (упомянуты на медальоне) в окресностях Белостока, который после последней войны перешел к Польше. Но к тому времени этот уникальный памятник православного зодчества уже был уничтожен: в 1944 году фашисты при отступлении взорвали церковь. Причем, как утверждалось, сделать это смогли только военные специалисты по мощным взрывам — настолько прочной была древняя постройка. Впрочем, это официальная версия, а не так давно в периодике появились сведения о том, что на самом деле церковь была разрушена артиллерийским огнем при наступлении советских войск. В данном случае выяснение истины вряд ли имеет принципиальное значение, важнее то, что после войны польские специалистые бережно сохранили все оставшиеся фрагменты постройки, законсервировали их, а в конце 1990-х гг. восстановили этот уникальный памятник православной архитектуры.

Церковь в Супрасли (Польша)
Кстати, если внимательно присмотреться к фотографии или к медальону, то, кроме характерных для церквей-крепостей угловых башен, над Благовещенской церковью можно разглядеть еще одну, центральную башню-купол. Есть сведения, что подобная, пятая башня возвышалась когда-то и над Сынковичской церковью. И это лишний раз подтверждает версии некоторых ученых о глубинной связи этих памятников с такими известными объектами древнерусского зодчества, как пятикупольные Софийские соборы в Полоцке или Киеве (Андрей, может сюда есть смысл вставить иллюстрацию Софийского собора времен его оборонного вида?). И в данном случае следует полностью согласиться с известным исследователем архитектуры Т. В. Габрусь, которая делает вывод, что "белорусская готика стала результатом имманентного (т. е. внутренне присущего ей — прим. В. Богданова) слияния в единое художественное целое плановой схемы византийско-русского крестово-купольного храма с формами и конструкциями европейской готики".

Но вернемся в Мурованку. Отец Сергий не имеет понятия, каким образом медальон из Супрасли мог оказаться на его участке, но убежден, что это не случайность — видимо, когда-то древние белорусские церкви-крепости поддерживали между собой более тесные контакты, нежели теперь.

Что касается батюшки, то он человек очень открытый к контактам и общению. Поэтому если когда-нибудь окажетесь в Мурованке, то смело ищите отца Сергия — интересная экскурсия по знаменитой церкви вам обеспечена.

Готические своды. Вид с хоров
Один из наиболее характерных элементов готических храмов — безусловно, узорчатые своды. Если часто они достаточно лаконичны, сдержанны, то в Мурованке, они, напротив, необыкновенно художественны. Мощные столбы-колонны, разделяющие помещение на три нефа, вверху словно расцветают, распадаясь на множество ветвей-лепестков, создающих завораживающий узорчатый рисунок. Безусловно, здешние интерьеры — одни из наиболее ярких в своем роде, как, впрочем, и церковь в целом. Возможно, такая пышность примененных приемов и форм объясняется симбиозом поздней готики со стилем ренессанса, под очевидным влиянием которого уже находились создатели этого храма. (См. также галерею "Своды разных храмов" — здесь Вы сможете увидеть своды церквей и костелов в Новогрудке, Сынковичах, Ишкольди, Чернавчицах, Мурованке и Вильнюсе.)

Машикули в оборонительной башне над входом
Что касается оборонной составляющей церкви-крепости, то ее боевой дух можно очень хорошо прочувствовать и сегодня. Для этого достаточно подняться по крутой винтовой лестнице в башни, расположенные над входом, и взглянуть на окружающие просторы сквозь древние бойницы. Обзор отличный — церковь стоит на насыпном холме, возможности для оборонительного боя прекрасные. В одной из башен сегодня расположена звонница с колоколами, а вот через другую можно попасть не только на церковные хоры, но и ярусом выше — непосредственно в боевой сектор, расположенный прямо над молитвенным залом, над знаменитыми готическими сводами.

Боевой щит над входом изнутри
Здесь, наверху, даже в полумраке наиболее заметны следы перестроек, которым подверглась древняя крепость за годы своего существования. Отсюда, "с изнанки", можно заметить, что замурованы три крупных бойницы над входом, от которых снаружи на величественном фронтоне теперь остались только заштукатуренные ниши. Машикули ближнего боя, расположенные прямо под этими бойницами, сохранились без изменений, но их фортификационные функции потеряли смысл после уже упомянутой пристройки притвора к дверям в церковь. Теперь смолой или варом отсюда можно было бы полить разве что жестяную крышу над этим притвором. Только декоративное боевые признаки сохранили малые башни над апсидной частью: бойницы в них сохранились, а вот ведущие к ним витые лестницы исчезли после ремонтов ХІХ века (впрочем, точно также выглядят сейчас изнутри и малые башни Сынковичской церкви). Уцелел проем, выводящий в небольшое помещение, расположенное прямо над апсидой, но оно сейчас абсолютно глухое и о его исконном предназначении можно только догадываться. Замурован ряд машикулей вдоль стен, заделаны несколько совсем маленьких то ли бойниц, то ли просто отверстий для света и т. д. И все же многие древние элементы, судя по кирпичу и кладке, сохранились в своем аутентичном виде. Прикоснувшись к ним, можно ощутить мимолетность человеческого бытия и величие человеческого духа, способного на создание вечных шедевров. Таких, как церковь-крепость в Мурованке.

Таким образом, из помещений этого оборонного храма нам пока не удалось попасть только в подвалы церкви. Из различных источников следует, что там некогда хранили боеприпасы и необходимый для защитников провиант. Разумеется, за столетия накопилось немало полулегенд-полуслухов о подземных ходах, будто бы ведущих из церкви куда-то далеко. Что на самом деле представляют из себя мурованковские подвалы сегодня, не знаю. Когда я в 2001 году я попросил отца Сергия открыть покрытую домотканым ковриком железную крышку, он рассказал, что вход в подвал был завален бревнами еще при советской власти и с тех пор проникнуть внутрь невозможно. Может быть, за последние годы подвалы уже расчистили и когда-нибудь в них все же удастся попасть с фотоаппаратом. Но это будет уже другая экскурсия.


Фотогалереи:  Боевой сектор  Вид из деревни  Интерьеры  Священник  Своды разных храмов ;   Все фото (73 шт.)