|
Стиль | | позднее барокко | |
| Архитекторы | | Ф. Афанасьев (1866); П. И. Золотарев (1883) | |
| |
При постройке | | костел миссионеров | |
| Статус | | в монастырском корпусе больница | |
| Состояние | | костел полуразрушен | |
| |
Даты фотосъемок | | 08.08.2001, 02.03.2002, 07.01.2003 | |
| |
|
Краткая хронология: | |
1751 г. | | в Лысково поселились монахи-миссионеры | |
| 176385 гг. | | построен каменный костел на месте бывшего деревянного | |
| 2-я пол. XVIII в. | | построен монастырский корпус | |
| 1818 г. | | перестроена башня | |
| 1832 г. | | деятельность ордена миссионеров в Российской империи запрещена, все их монастыри закрыты | |
| 1866 г. | | Троицкий костел переосвящен в православную церковь | |
| 22 июля 1880 г. | | в церкви произошел пожар | |
| 188384 гг. | | храм восстановлен | |
| 1920-е гг.? | | храм возвращен католикам, восстановлена деятельность костела и монастыря | |
| 1945 г. | | костел закрыт | |
| в настоящее время (2004 г.) | | костел полуразрушен, идет подготовка к его реставрации; в монастырском корпусе расположена участковая сельская больница | |
| |
|
Среди множества других белорусских храмов, которые сегодня находятся в полуразрушенном состоянии, лысковский костел выделяется тем, что и теперь, спустя полстолетия после прекращения деятельности, в его стенах все еще чувствуется жизнь. Тут сохранилось немало фрагментов интерьеров, красочных росписей на стенах. Особенно впечатляют они зимой, драматично контрастируя с белым снегом, который опускается сюда сквозь пустую крышу и наметает в бывших алтарях и на хорах целые сугробы. Как ни сопротивляется старый храм, разрушение продолжается. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить фотоснимки костела в изданиях 20-летней давности ("Збор помникаў..." 1980-х) с нынешними комментарии, как говорится, излишни.
| | | | Внутри костела. Вид с хоров | | | | Вот уже на протяжении нескольких лет, заезжая в Лысково, можно было увидеть примерно одну и ту же картину: возле костела и внутри его лежат какие-то стройматериалы, видны следы работ очевидно, что идет подготовка к реставрации храма. Однако при этом от года к году существенно ничего не меняется, только все бледнее становятся краски внутри. По всей видимости, у людей, организующих ремонт, существуют немалые трудности. Но даже от понимания этого не становится менее обидно за судьбу интересного памятника республиканского значения.
С архитектурной точки зрения Троицкий костел представляет собой образец позднего барокко. Если принять во внимание некоторые стилистические особенности храма, а также то, что Лысково находится всего в 15 километрах от Ружан, где расположена знаменитая резиденция князей ВКЛ Сапег, в которой как раз во второй половине XVIII века работал придворный архитектор немецкого происхождения Я. С. Беккер то можно лишь согласиться с предположением Т. В. Габрусь о том, что к строительству Троицкого костела этот мастер также имел непосредственное отношение. Построенная им в тот же период (176279 гг.) Петропавловская церковь при ружанском базилианском монастыре тоже подтверждает такую версию: у этих храмов схожий, нечасто встречающийся тип оба они однонефовые и однобашенные.
| | | | | Монастырский корпус находится прямо напротив храма | | | Примерно одновременно с костелом в Лысково, прямо напротив храма, был построен и жилой корпус для монахов-миссионеров. На территории Великого княжества Литовского монастырей миссионеров было сравнительно немного, наиболее известные в Вильно, Освее, Орше, Смиловичах. В Лысково монахов этого ордена пригласил ксендз Ян Быховец еще в 1751 году. К концу века (с 1797 г.) здесь при монастыре уже действовала больница и приходская 6-иклассная школа, рассчитанная на 120 учеников. Образовательная деятельность была одной из главных для миссионеров, которые очень большое внимание уделяли соответствующей подготовке и воспитанию молодежи.
Вообще же, миссионерство как явление (то есть распространение своего вероучения среди иноверцев) было характерно почти для всех мировых религий. Однако наибольшее распространение оно получило в христианстве. Активная миссионерская деятельность католической церкви известна еще в XXIII веках, но тогда она была более радикальна достаточно вспомнить знаменитые крестовые походы. Тем не менее, непосредственно орден монахов-миссионеров оформился гораздо позднее, в 1625 году он был основан в Париже, а утвержден папой римским Урбаном XVIII в 1632 г. Главной своей целью члены ордена провозглашали повсеместное расширение католицизма через миссионерскую деятельность.
| | | | Зимой в интерьерах много белого цвета | | | | Однако с XIX века Лысково уже находилось на территории Российской империи. Разумеется, такая направленность ордена никак не могла сочетаться с государственной политикой державы, которой было православие. На новых землях, доставшихся империи после раздела Речи Посполитой, власти не могли терпеть соседство с активными распространителями католицизма. Поэтому в 1832 году деятельность ордена миссионеров была запрещена в числе первых, а все их монастыри на территории страны подлежали немедленному закрытию.
Троицкий костел в Лысково еще некоторое время работал как приходской, но в 1866 году, как и многие другие, он был переосвящен, а затем переоборудован в православную церковь.
В июле 1880 года в крышу храма ударила молния, и начался сильнейший пожар, после которого сохранились только стены, а все внутреннее убранство и даже каменные своды уничтожил огонь. Однако уже в 1884 году церковь была полностью восстановлена.
Интересно, что на этой дате все современные популярные источники по архитектуре Беларуси почему-то заканчивают рассказ об истории Троицкого костела. Однако очевидно, что после церковного периода храм вновь действовал как костел. Уцелевшие интерьеры, характерные росписи и даже сохранившиеся кое-где надписи на польском языке не оставляют в этом никаких сомнений.
| | | | | Могила последнего ксендза А. Железника | | | Между тем, практически документальный ответ на вопрос о том, что было с храмом в первой половине ХХ века, находится буквально в нескольких шагах от него. На костельном дворе есть две могилы. Одна из них польского поэта-сентименталиста и драматурга Ф. Карпинского изображена еще на рисунке Наполеона Орды XIX века. А вот рядом с ней захоронение под большим каменным крестом, поставленным, видимо, не так давно. Приведу русский вариант текста, написанного на нем по-польски: "Ксендз Алоизий Железник. 18871945. Последний настоятель дома миссионерского в Лыскове в годах 19381945". Надгробная плита также отвечает духу миссионерства на нем раскрытая книга, на одной странице которой греческая буква "альфа", на другой "омега", а между ними католический крест. Выходит, вплоть до окончания Великой Отечественной войны здесь действовал не только костел, но и миссионерский монастырь.
По всей видимости, Троицкий костел прошел путь, стандартный для многих католических храмов Западной Беларуси: после того, как Лысково оказалось на территории Польши, он был возвращен католикам и в 1920-х восстановлен как костел. Который, в свою очередь, уже после Великой Отечественной и окончательного установления здесь советской власти, был полностью закрыт для верующих и заброшен.
| | | | О, Мария, молись за нас… | | | | Католический крест сохранился с тех самых времен и на костельной башне. Кстати, туда, почти на самый верх, если хватит смелости, можно и сегодня подняться по полустертым ступеням, спрятаным в толще центральной башни. С такой высоты совсем маленькими кажутся и центральный алтарь с разрисованными под мрамор колоннами, и расположенный через дорогу монастырский корпус, который действует и теперь, но уже как участковая сельская больница.
И как-то не по себе становится потом, когда встретишь внизу на стене, где когда-то был боковой алтарь, слова известной молитвы: "О, Мария, без греха зачавшая, молись за нас...".
И правда, есть за что искать у Тебя спасения...
Хочется надеяться, что начатые здесь реставрационные работы все же будут продолжены, и этот интересный храм снова вернется к жизни.
| |