начальная страница   А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   все памятники   карта    
замки  оборонит. храмы  монастыри  церкви  костелы  кальвин. сборы  синагоги мечети кирхи  деревян. зодчество  ратуши  дворцы  усадьбы
века: XI–XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX    стили: готика  ренессанс  барокко  рококо  классицизм  ретро-русский  неороманский  неоготика  модерн

Брестская область, Брестский район, деревня
Чернавчицы
Троицкий костел.  1583 г.
Фотогалереи:  Все фото (16 шт.)

Стильэлементы готики и ренессанса
Материалкирпич
ФундаторНиколай Криштоф Радзивилл Сиротка
Статусдействующий костел

Краткая хронология:
1583 г. (1585?, 1595?)построен
с 1867 г.православная церковь
1918 г.возвращен католикам
Троицкий костел в Чернавчицах является одним из старейших каменных храмов Брестской области. В справочниках по белорусской архитектуре его, как правило, определяют как памятник, сочетающий черты готического и ренессансного стилей. Однако определение его художественных корней и влияний на самом деле еще сложнее. Те же справочники называют несколько дат постройки костела — 1583, 1585, 1595. И эта, казалось бы, небольшая разбежка в датах достаточно важна для понимания процессов, которые могли оказать на него свое воздействие. Точно известно только то, что костел был построен на средства одного из богатейших магнатов Великого княжества Литовского — Радзивилла Сиротки.

Контрфорсы по бокам костела, характерные узорчатые готические своды, мощные стены, выполненные в технике готической кладки, ряд других элементов подчеркивают очевидное присутствие в этом храме признаков самого знаменитого архитектурного стиля средневековья. В этот же ряд можно добавить и наличие деталей оборонной архитектуры, в частности, пристроенной к апсидной части костела цилиндрической башенки с витой лестницей внутри, внешне весьма характерной для белорусской архитектуры того времени. Вместе с тем, некоторые приемы оформления фасада и интерьера являются характерными уже для ренессансных объектов.

Совсем уж убедительно в пользу оборонительного характера постройки свидетельствует стоящая неподалеку от костела 3-ярусная звонница, выполненная в очевидных готических формах. Но именно она является и самой заметной иллюстрацией, подтверждающей очень запутанную комбинацию архитектурных влияний на создателей этого храма.

Если вы хотя бы немного знакомы с архитектурой Беларуси, взгляните внимательнее на звонницу Чернавчицкого костела. Она вам ничего не напоминает? Ну конечно, это же почти точная копия звонницы, стоящей у знаменитого Несвижского костела Божьего тела, первого памятника барокко на территории Восточной Европы, завершенного в 1593 году. Звонница в Несвиже, правда, несколько старше костела и первоначально была построена как боевая замковая башня. Казалось бы, какая связь может быть между ней и костелом под Брестом, кроме случайного совпадения форм?

А совпадение совершенно не случайное, если учесть, что храмы в Несвиже и Чернавчицах строились не только примерно в одно время, но и на средства одного человека — того же Радзивилла Сиротки. Логично предположить, что, копируя несвижскую звонницу, создатели костела, общались с коллегами, строившими под руководством итальянца Бернардони величественный храм в Несвиже, и вполне могли испытать на себе воздействие "экспорта" барокко. Тем более, если учесть, что под влиянием этих идей уже находился сам Радзивилл. Как знать, может, именно желанием угодить заказчику объясняется строительство звонницы в формах, прямо напоминающих ему о родовом гнезде? Сам костел в Чернавчицах был заложен несколько раньше и, возможно, поэтому проникновение нового стиля уже не могло воплотиться в нем слишком заметно. Но все же, как считает авторитетный специалист в области белорусской архитектуры Тамара Габрусь, это влияние было. И проявилось оно, в
частности, в формах алтарной части, в низких боковых пристройках, придающих зданию форму латинского креста. Как показали исследования, эти пристройки вместе с маленькой "оборонительной" башенкой у апсиды были сооружены позднее основного объема. Возможно, именно влиянием барокко объясняется отсутствие башни-звонницы над фасадом здания. Обычно такие башни возводили спустя некоторое время, после того, как основное здание давало естественную осадку. Косвенным подтверждением подобных планов можно считать наличие контрфорсов, установленных на боковых фасадах, вероятно, с целью поддержания будущей башни. Не исключено, что именно проникновение новой архитектурной волны обусловило отказ от строительства такой башни, и декор фасада ограничился треугольным фронтоном со сдержанным рисунком из ниш, который уже весьма отдаленно напоминал высокие узорчатые щиты на готических храмах в Сынковичах, Ишкольди, Мурованке и т. п.

На основании всего этого, можно только согласиться с Т. В. Габрусь, которая в своей книге "Мураваныя харалы" делает убедительный вывод о том, что "готико-ренессансная в своей основе архитектура Троицкого костела в Чернавчицах, который относится к ареалу влияния первого памятника барокко на территории Беларуси, стала одновременно первым шагом становления национальной разновидности барокко".


Фотогалереи:  Все фото (16 шт.)