|
Стиль | | позднее барокко | |
| Архитектор | | немец Андрей Кромер (1633) | |
| Материал | | кирпич | |
| |
Статус | | действующий костел | |
| |
Дата фотосъемки | | 13 июля 2002 г. | |
| |
|
Краткая хронология: | |
1504 г. | | основана миссия бернардинцев (великим князем ВКЛ Александром) | |
| 1530 г. | | построена деревянная каплица | |
| 1591 г. | | построен деревянный костел | |
| 1613 г. | | костелу дарован чудотворный образ Божьей Матери (Будславской) | |
| 163343 гг. | | построен первый каменный костел | |
| 1649 г. | | в костеле установлен уникальный резной алтарь "Вознесение Марии" (ныне находится в каплице св. Варвары) | |
| 1661 г. | | миссия получила статус монастыря | |
| 176783 гг. | | построен нынешний костел с использованием фрагментов старого костела | |
| 1858 г. | | монастырь бернардинцев закрыт указом российских властей | |
| 191939 гг. | | костел реставрирован и восстановлен | |
| 1939 г. | | костел закрыт советскими властями | |
| 1945 г.начало 1990-х гг. | | практически не действовал, нерегулярно велись богослужения | |
| 2 июля 1992 г. | | возрождение ежегодных паломничеств к святыни | |
| 1994 г. | | папа римский Иоанн Павел II возводит костел в ранг малой базилики | |
| 1996 г. | | в Будслав возвращаются бернардинцы | |
| 1998 г. | | образ Пресвятой Девы Марии Будславской коронован папскими коронами, костел объявлен национальным санктуарием | |
| |
|
| | | | | | | | | История Будслава, где в знаменитом костеле хранится коронованная указом самого папы римского икона Пресвятой Девы Марии Будславской, началась ровно 500 лет назад. Тогда, в 1504 году, великий князь Великого княжества Литовского Александр Ягеллончик основал здесь, в глухом лесу на реке Сервечь, миссию бернардинцев от монастыря, расположенного в тогдашней столице ВКЛ Вильно. Основными задачами нескольких направленных сюда монахов стали присмотр за обширными лесными угодьями, подаренными Александром ордену, а также сплав заготовленных бревен по полноводной тогда реке Сервечь сначала в Вилию, а по ней и в столицу. Первым делом монахи построили (по-белорусски "пабудавали") для себя в здешней пуще временные жилища-шалаши, которые тогда так и назывались буды. От них и пошло поселение Буда, которое через несколько столетий так прославилось своими святынями, что название трансформировалось в Буда Славная, а позднее в Будслав.
| | | | Чудотворный образ Божьей Матери в главном алтаре | | | | Но до этого было еще далеко, а сначала монахи построили маленькую деревянную каплицу, которую уже в конце XVI века перестроили в первый на этой земле костел, тогда еще деревянный. К этому времени место уже было известно благодаря чудесному явлению Божьей Матери, случившемуся впервые около 1588 года. Вот как описывает легенда эти события:
"Однажды зимой один из монахов-бернардинцев, обходя лесные владения ордена, возвращался домой, и ночь застала его в пути. Мороз и ветер были ужасными, темнота кромешная, волки воют... Дрожа от холода и страха, бедный монах доверил себя Богу и брел по лесу наугад. И вдруг увидел сияние, будто некий огонь светился сквозь деревья. На этот свет он и пошел, и как же удивился и обрадовался, когда вышел прямо к своей каплице, над которой в чудесном свете, словно в солнце, в воздухе парил образ Божьей Матери. Монах тут же разбудил братьев, и они также увидели это чудо, стали на колени и молились, пока сияние и образ не исчезли..."
Об этом случае сразу сообщили в столицу, а затем чудесные явления повторялись еще несколько раз. Тогда святые отцы пришли к выводу, что Богородица таким образом хочет особо выделить это место, и в 1613 году привезли из Вильно в будславский костел икону с изображением Божьей Матери с сыном Иисусом. Эту икону, написанную в 1598 году, двумя годами спустя минский воевода Ян Пац привез в Вильно из Рима, где получил ее в подарок от самого папы римского Климента XVIII. На иконе Мария благословляет правой рукой маленького Иисуса, держащего плод граната, который является своеобразным прообразом его будущей жертвы во имя людей...
| | | | | Первый костел XVII в. (сбоку) стал частью храма XVIII в. | | | Чудесные исцеления, которые стали происходить с верующими, молящимися в Будславе перед этим образом, в скором времени сделали икону знаменитой, и в костел потянулись сотни паломников.
Вскоре для них стали строить первый каменный костел, который был закончен в 1643 году. Руководил строительством архитектор немецкого происхождения из Полоцка Андрей Кромер. А через несколько лет в костеле специально для чудотворной иконы установили большой деревянный резной алтарь "Вознесение Марии", еще одну знаменитую будславскую святыню. Этот выдающийся памятник культуры XVII века, выполненный в стиле раннего барокко, не имеет аналогов в культовой архитектуре Беларуси и Польши того времени. Специалисты считают, что по своей композиции он имеет отношение к... театральной сценографии, а проект его, блестяще исполненный местным резчиком по дереву, скорее всего, имеет итальянские корни. Действительно, впечатление такое, будто фигуры, установленные в распахнутых крыльях алтаря, выходят из-за кулис. Иллюзия открывающейся перспективы усиливается оттого, что размеры фигур постепенно уменьшаются к центру. Всего в алтаре находится 20 скульптур, персонажей Ветхого и Нового заветов, многие из которых непосредственно связаны с житием Девы Марии. Ее чудотворный образ хранился в этом алтаре более 100 лет, до тех пор, пока не был перенесен в центральный алтарь нового, гораздо большего каменного костела.
| | | | Деревянный резной алтарь ''Вознесение Марии''. XVII в. | | | | Его начали строить в 1767 году. По площади новый костел превосходил прежний в восемь раз. При этом старый костел полностью не исчез, часть его была включена в строящееся здание в виде боковой каплицы святой Варвары, где и сейчас можно увидеть древний алтарь. В новом же костеле появилось еще 9 алтарей. Большинство из них иллюзорны, то есть создают впечатление объемных, но лишь благодаря искусству художника Казимира Анташевского. Многие росписи XVIII века сохранилась до наших дней. Примерно в это же время написаны также хранящиеся сейчас в костеле портреты римских пап Сикста IV, Сикста V, Николая IV, Александра V.
Новый костел был освящен и начал действовать в 1783 году. Построенный в формах позднего барокко, этот величественный храм до нынешнего времени практически сохранил свой первоначальный внешний вид. Есть версии, что к его проекту и строительству были причастны сразу две знаменитые архитектурные фамилии Константин Пенс, потомок архитектора бельгийского происхождения Кристофа Пенса (костел в Михалишках Островецкого района) и Иосиф Фонтана из Варшавы.
| | | | | Портрет папы римского Сикста IV | | | После очередного раздела Речи Посполитой, случившегося в 1795 году, Будслав оказался на территории Российской империи. Как и большинство других католических монастырей, расположенных на территории нынешней Беларуси, будславский монастырь бернардинцев в середине XIX века был закрыт, а некоторые его здания вскоре разобраны. Костел, однако, сохранился и действовал как приходской. В начале XX века местечко на два десятилетия вновь перешло к Польше, в эти годы храм активно ремонтировался и восставливался. Очередной период испытаний наступил для него после присоединения Западной Беларуси к СССР в 1939 году костел был сразу же закрыт.
Местные жители рассказывают, что в начале Великой Отечественной войны костел зачем-то едва не взорвали при отступлении советских войск. Но слух об этих планах моментально разошелся по округе, множество верующих собрались к храму, встали вокруг него на колени и так буквально отстояли этот архитектурный и духовный памятник.
Любопытно, что и после войны костел, хотя и был официально закрыт, но никогда не использовался для других целей здесь не было ни склада, ни музея, ничего иного, под что в советское время так любили приспосабливать культовые постройки. Мало того, время от времени сюда приезжали священники и иногда даже проводили службы.
| | | | Титул basiliсa minoris присвоен будславскому костелу Ватиканом | | | | Вновь костел стал возрождаться в начале 1990-х, а в 1992 году состоялось знаменательное событие впервые после долгого перерыва 2 июля поклониться иконе Божьей Матери Будславской пришли паломники. С тех пор с каждым годом в этот день их собирается в Будславе все больше, теперь это тысячи людей, которые заполняют все пространство вокруг костела и в старом парке рядом. Когда ночью все они зажигают свечи и под звон колоколов ждут своей очереди поклониться чудотворной иконе, зрелище это поистине завораживающее.
Учитывая историю и роль храма в жизни белорусских католиков, папа римский Иоанн Павел II в 1994 году присвоил костелу в Будславе титул "базилика малая". (В данном случае имеется в виду не тип архитектурной постройки, а особый ранг храма, подчеркивающий его большое значение для христианства. Базилики бывают великие и малые. При этом первые, называемые еще патриаршими, находятся в непосредственной юрисдикции папы римского. Великих базилик только пять четыре в Риме и одна в Иерусалиме. Титул же малой базилики (basiliсa minoris) присваивается Ватиканом отдельным храмам и подчеркивает их особую связь со святым престолом. После кафедральных соборов, они являются важнейшими храмами в своих епархиях).
| | | | | Костел в Будславе стоит над рекой Сервечь | | | А еще через год в Риме было принято решение о короновании образа Пресвятой Девы Марии Будславской папскими коронами. В своем решении от 7 июня 1995 года папа Иоанн Павел II отметил, что делает это с надеждой на то, что "культ Марии среди людей повлияет на укрепление веры и христианской жизни. Никакие другие законы не могут этому помешать".
В 1998 году коронацию произвел кардинал Казимир Свентак. С этого времени костел объявлен национальным санктуарием Матери Божьей Будславской. Тем самым еще раз было признано огромное значение для Беларуси этого храма и его святынь на протяжении всей многовековой истории их существования.
| |