|
Стиль | | раннее барокко | |
| Материал | | кирпич | |
| |
Фундаторы | | Иероним Ходкевич (1615), краковский каштелян Юрий Мнишек (1741) | |
| При постройке | | костел | |
| Состояние | | полуразрушен | |
| |
Дата фотосъемки | | 27.09.2003 | |
| |
|
Краткая хронология: | |
1615 г. (1620?, 1741?) | | построен на средства И. Ходкевича на месте деревянного костела 1495 г. | |
| 1741 г. | | реконструирован (построен новый?) на средства Юрия Мнишека | |
| 1855 г. | | отремонтирован | |
| 1864 г. (?) | | закрыт по приказу генерал-губернатора М. Муравьева | |
| с 1866 г. | | православная церковь | |
| 192040 гг. | | костел | |
| в советское время | | заброшен, использовался в хозяйственных целях | |
| 1990 г. | | возвращен католикам, начата реставрация | |
| в настоящее время (2004 г.) | | ремонт прекращен, находится в полуразрушенном состоянии | |
| |
|
Однозначной даты постройки этого монументального костела в Большой Берестовице нет. Есть только версии, с той или иной степенью убедительности. Большинство энциклопедических справочных изданий указывают, что возведен он был в стиле раннего барокко на средства владельца местечка Иеронима Ходкевича в начале XVII века, на месте деревянного костела. Однако ряд исследователей все же считает, что дату 1615 следует рассматривать лишь время фундации Иеронимом Ходкевичем миссии ордена кармелитов в Большой Берестовице. Костел же в это время еще был деревянным, и оставался таким более ста лет. Аргументы приводят достаточно логичные и убедительные. С одной стороны, нет никаких документов, прямо подтверждающих существование каменного храма в это время. Зато с другой, есть | | | | Вид на алтарную часть с хоров | | | | свидетельства, что кармелитский костел был уничтожен пожаром в 1741 году. Действительно, сложно представить себе пожар, способный уничтожить столь масштабное здание с такими толстыми стенами. Гораздо проще предположить, что такая судьба постигла деревянное строение, на месте которого затем и начали строить храм из кирпича. Дополнительно в пользу этой версии приводятся также доводы чисто научного характера, например, некоторые примененные здесь архитектурные приемы еще не существовали в начале XVII века. Кроме того, костел очевидно схож по стилистике с другими храмами, построенными для кармелитских монастырей уже в XVIII веке. Ряд архитектурных элементов, в том числе фасадных, позволяет относить его не к раннему барокко, а к зарождающемуся стилю виленского барокко. Следовательно, каменный костел был все же построен только после 1741 года.
| | | | | По соседству с костелом ресторан | | | Как бы то ни было, до сих пор этот костел является самым масштабным зданием в городском поселке. Если въезжать в Берестовицу со стороны Свислочи, то издали можно видеть, как гордо он высится над городской панорамой, по-прежнему оставаясь его единоличной архитектурной доминантой. Вблизи впечатление только усиливается: и соседствующий с ним теперь ресторан, и обязательный для райцентра монумент Ленина, сегодня они смотрятся лишь как случайные временщики на фоне старого храма.
| | | | Вид на костел сверху | | | | И это притом, что костел все еще остается в полуразрушенном состоянии. Хотя в некоторых современных источниках уже можно встретить информацию о том, что костел восстановлен в 1990-х годах и даже действует. На самом деле это лишь стремление выдать желаемое за действительное. Планы по восстановлению старого костела, конечно, существуют, имеется и соответствующий архитектурный проект. Даже проведены некоторые работы, обустраивается территория рядом с храмом, внутри также можно заметить следы наведения порядка. Однако эти работы прекращены достаточно давно, об этом можно судить по выросшим в костеле деревьям. В центральном нефе они поднялись уже на уровень хоров. Собственно, мусора, который обычно за десятилетия накапливается в заброшенных зданиях, в костеле сейчас немного. Видимо, его в основном убрали в те самые 1990-е годы. Тем не менее, очевидно, что в советские времена столь масштабную постройку активно использовали в хозяйственных целях внутри можно встретить ржавые фрагменты неких механизмов, остатки тары и т. д. Совершенно неожиданная конструкция расположена в одном из боковых фасадных объемов: узкая кирпичная лестница в толще стены затем переходит в железную, сваренную из обычной арматуры. По ней можно подняться практически на самый верх костела, где в памятник архитектуры вмонтирован... огромный металлический резервуар. Возможно, таким образом пытались использовать высотное положение храма возвышаясь на холме над всеми зданиями в поселке, он вполне мог служить водонапорной башней. Использовали его по такому назначению или нет, не знаю. А просторы оттуда, сверху, открываются замечательные.
| | | | | В сентябре 2003-го перед костелом укладывали плитку | | | Интересен и подземный уровень храма. В нем расположена разветвленная система подвалов, в которых находился крипториум с захоронениями. Высота подвалов около 2 метров, и в них сегодня достаточно чисто, что также является следствием начинавшегося ремонта.
Возможно, остановка реставрационных работ в бывшем костеле в какой-то степени объясняется тем, что в Большой Берестовице сейчас есть действующий костел. Еще один католический храм костел Преображения был возведен здесь в 1912 году. В это время древний костел действовал как православная церковь, в которую его царским указом преобразовали еще в 1866 году. Начиная с 1920 года, когда поселок оказался на территории Польши, церковь вновь преобразовали в костел, но уже через год после установления советской власти, в 1940-ом, храм закрыли полностью и вернули верующим (вновь католикам) только через полвека, в запущенном и полуразрушенном состоянии.
Кстати, есть в поселке и церковь. Причем тоже каменная и построенная также в XVIII веке, что еще раз подчеркивает существовавшую в те времена веротерпимость. Впрочем, относительно даты постройки церкви также нельзя быть абсолютно уверенным. Дело в том, что в современных источниках указывается, что она "построена в 1741 году из кирпича как костел, с 1867 православный храм". Не кажется ли вам, что эти хронологические сведения как-то уж слишком буквально напоминают вышеописанную биографию костела Визитации Пресвятой Девы Марии? Поэтому не будет удивительным, если и в отношении этой церкви впоследствии появятся иные версии.
| |